14.01.2014 23:06
Поделиться

У российского и украинского народов есть особая генетическая связь

Сегодня и завтра буду в Киеве. Поводов для поездки - множество, от сугубо личных до абсолютно общественных. Впрочем, не стану скрывать, в моих отношениях с Украиной и украинцами все переплелось так, что не разорвать. Сквозной сюжет истории моей семьи разворачивался на огромном пространстве, которое не знало границ и где легко переходили с русского на украинский и обратно на русский. Да, и как может быть иначе у человека с фамилией, которую пишут на всех без исключения машинах "скорой помощи" от Харькова до Львова (кто не знает, напомню на всякий случай: "швидка медична допомога").

Из личного. 11 января, четыре дня назад, исполнилось 60 лет нынешнему министру культуры Украины Леониду Михайловичу Новохатько, с которым мы знакомы больше двадцати лет, еще с тех пор, как он возглавлял сектор общественных связей кабинета министров Украины. Понятно, что за эти два десятилетия, с 1993 года, с ним случалось разное. Во времена президентства Виктора Ющенко его, как говорили в старые советские времена, отправили на преподавательскую работу. Потом он вернулся в журналистику, еще позже был заместителем мэра Киева. С ним всегда было легко работать, он знает, что компромисс - это не проигрыш, а выигрыш сторон, участвующих в дискуссии. Когда он был первым заместителем министра культуры в начале 2000-х (министром тогда был третий наш товарищ, замечательный знаток украинской культуры, светской и религиозной, и просто очень умный человек, Юрий Петрович Богуцкий), Новохатько издал книгу о памятниках русской культуры на Украине. Она была предметом нашей общей гордости.

Но при этом он вполне отчетливо понимает, что Украина не Россия. Он всегда был украинским патриотом, справедливо полагая, что для его Родины равно важны и Тарас Шевченко, выросший и получивший прижизненную славу в пределах Российской империи, и Иван Франко, который не дожил трех лет до распада империи Австро-Венгерской, где он стал знаменитым украинским писателем, выдвинутым на Нобелевскую премию по литературе. (В скобках замечу, что политика Австро-Венгерской короны в отношении украинцев и православия заметно отличалась от жесткой позиции польской церкви и польского государства между двумя великими войнами ХХ столетия.) При этом Леонида Михайловича никогда не надо было убеждать в том, что творчество Гоголя и Булгакова - это неотъемлемая часть культуры Украины. Как и наследие других мастеров, равно важное для русского и украинского духовного бытия. (Это еще не тост, но к вечеру сегодняшнего дня все слова, необходимые для юбилейного поздравления, встанут на свои места.)

Из общественного. 9 марта (25 февраля по старому стилю) 1814 года в селе Моринцы Киевской губернии родился Тарас Григорьевич Шевченко. Как известно, он умер 10 марта 1861 года в Санкт-Петербурге в звании академика Императорской академии художеств. Его двухсотлетие, которое вошло в перечень юбилейных дат ЮНЕСКО, будут отмечать не только на Украине и в России, но и в Казахстане, в Литве, в Канаде, в США, в Австралии и многих других странах, где поэтические строки Шевченко не требуют перевода, а украинское слово, как это часто бывает в славянских культурах, равно жизни. Было бы странно, чтобы в этот день артисты из России не выступили бы в Киеве, равно как и украинская речь не прозвучала с русских сцен. У нас подготовлены достаточно обширные планы празднования юбилея Т.Г. Шевченко, - но, как говорится, "сверить часы" всегда полезно.

В этом году мы будем отмечать еще одну совместную дату - 21 апреля 1954 года в ЮНЕСКО вступил СССР, который во многом определил судьбу этой международной организации. Понятно, что за минувшие шестьдесят лет многое изменилось, мы стали жить в отдельных государствах. Именно поэтому и надо понять, как видят наши украинские партнеры свое участие в юбилейных событиях.

В 2014 году у нас много других общих дел в гуманитарной сфере на разных международных площадках: от IХ Форума творческой и научной интеллигенции СНГ, который должен проходить в Киеве осенью, и 10-летия Форума славянских культур, до мероприятий, связанных со 100-летием начала Первой мировой войны, когда - так уж случилось, - украинцы воевали и в Российской, и в Австро-Венгерской армиях.

Этот список легко продолжить, но я, похоже, уже достаточно злоупотребил терпением тех читателей, которые погружены в политические страсти современной украинской жизни и, естественно, ожидают моего отношения к ним. Вообще-то не дело российского чиновника, даже если он и является колумнистом "Российской газеты", выступать с оценками событий, происходящих в другой, пусть и родственной, стране. Но поскольку все эти вопросы неизбежно возникнут у моих украинских коллег, постараюсь ответить, стараясь соблюдать необходимые приличия. При понимании острых противоречий, накопившихся в современной жизни Украины, их безусловной сложности, моя позиция крайне проста: нужно сделать все возможное, чтобы добиться консолидации украинского общества в рамках конституционного поля. Нужно, чтобы государство было дееспособным как в решении насущных проблем внутренней жизни, так и в выполнении принятых на себя международных обязательств. В этом должны быть заинтересованы все ответственные граждане страны, вне зависимости от партийной принадлежности и политических взглядов.

Важно понимать, что любую историческую дату, любой юбилей, как и любую мечту, можно использовать для конфронтации внутри страны, равно как и для тяжелого выяснения отношений с ближайшими соседями. А можно, если на то есть добрая воля, сделать вехой на пути к национальному примирению. В конце концов, Шевченко и Франко равно любимы в Донецке и во Львове. Замечу, в Москве и Петербурге - тоже.

Как показала новейшая история, российский и украинский народы могут жить в пределах самостоятельных независимых государств. У них могут быть собственные интересы и потребности. Но есть и та генетическая связь, которая заставляет нас все время - сопереживая - думать друг о друге.