Новости

17.01.2014 11:02
Рубрика: Экономика

Немного системы в мутной воде

Информационные технологии повышают прозрачность расчетов в сфере ЖКХ
Результаты проверок прокуратуры удручают: в целом, ЖКХ так и не стало конкурентным, честным и прозрачным. Нарушений в сфере ЖКХ сегодня огромное количество - от подделки протоколов общедомовых собраний и "захвата" жилого фонда до откровенно завышенных тарифов. Не на последнем месте в этом списке стоят махинации - многомиллионные! - с деньгами плательщиков. По самым вопиющим случаям заведены уголовные дела - их за два года набралось уже 11, и это не конечная цифра.

Сделать видимым

Такая информация прозвучала на круглом столе, посвященном прозрачности платежей в коммунальной сфере Иркутской области. Свою точку зрения на проблему излагали представители правоохранительных органов, управляющих компаний и операторы платежных систем. К сожалению, на мероприятии не были замечены сотрудники региональной службы государственного жилищного и строительного надзора. Как и представители крупнейших управляющих компаний - Северного, Южного, Западного и Восточного управлений жилищно-коммунальными системами, - контролирующих в общей сложности около 80 процентов жилого фонда Иркутска.

- По закону, если управляющая компания собирает деньги с жильцов и сама рассчитывается с поставщиками тепла и воды, то средства должны поступать на счет ресурсоснабжающей организации в течение двух дней момента оплаты, - пояснила и.о. начальника отдела по надзору за исполнением законодательства в социальной сфере прокуратуры Иркутской области Марина Васильева. - Но когда на счете аккумулируются сотни тысяч, а то и миллионы рублей, велик соблазн распорядиться ими иначе. Мы выявили много случаев, когда деньги оседали на счетах управляющих компаний, так и не дойдя до конечных получателей, или доходили с огромным опозданием.

Иркутяне, например, не скоро забудут скандал, разразившийся в этом году: еще бы, три компании, обслуживающие ни много, ни мало 10 процентов жилого фонда Иркутска, исправно собирая деньги с населения, задолжали теплоэнергетикам от 30 до 200 миллионов рублей, миллионы рублей Водоканалу, и благополучно обанкротились. А затем столь же благополучно сменили вывески и продолжили работать с чистого листа. Точнее, почти благополучно - руководство этих УК все-таки поймали за руку и обвинили в злоупотреблении полномочиями, нецелевом расходовании денежных средств, а также в преднамеренном банкротстве. Однако денежки добропорядочных граждан ухнули в неизвестном направлении. А это означает, что жильцам придется заплатить за полученные услуги повторно - ведь поставленные коммунальные ресурсы так и не были оплачены.

Хлопоты ни к чему

Самым эффективным "противоядием" от прикарманивания денег считаются прямые договора между жильцами и ресурсоснабжающими организациями. В этом случае граждане платят отдельно Водоканалу, отдельно теплоэнергетикам. А управляющая компания получает только деньги на содержание, ремонт дома и свое вознаграждение - и это, если заглянуть в коммунальные счета, не самая крупная сумма.

Однако поставщики ресурсов не торопятся работать напрямую с населением - слишком хлопотно: с каждым заключи договор, от каждого добейся показаний счетчиков, каждому выставляй ежемесячно счета. И вот тут на помощь приходит система сбора и обработки платежей "Город", позволяющая автоматически расщеплять оплату - столько-то теплоэнергетикам, столько-то водопроводчикам, и управленцам ровно столько, сколько оговорено на содержание дома. Удобно и получателям средств - им не нужно держать огромный штат сотрудников для работы с населением, не нужно договариваться с десятком банков о приеме платежей, а потом с каждым по отдельности сверять реестры - достаточно заключить один договор с управляющей компанией и один - с Системой "Город". Система ежедневно отправляет поставщикам услуг реестр полученных средств, который легко сверять с поступающими на счет предприятия суммами. Удобно и плательщикам. Собственник жилья оплачивает коммунальные услуги там, где ему удобно: через операциониста в банке, платежный терминал, кассира на почте или личный кабинет в Интернете.

- При этом плательщик сразу видит в квитанции, как распределились его деньги по услугам: сколько он заплатил за тепло, сколько за воду, остался ли должен или переплатил, - подчеркнул директор Системы "Город" Алексей Кохо.

Учитывая, что далеко не все УК утруждают себя ежемесячной рассылкой подробных счетов с указанием подуслуг, такая квитанция - большое подспорье для понимания кому и за что мы платим. К тому же у Системы "Город" есть еще один плюс - при оплате через любого кассира Системы есть возможность плательщику самому контролировать распределение средств по услугам: скажем, заплатить больше за горячую воду, но сэкономить на отоплении:

- Данные в базе потребителей обновляются на основании тех сведений, которые поставщики ресурсов подают в УК. Мы им 25-го числа каждого месяца отправляем показания счетчиков, они нам спустя несколько дней - расчеты. Но начисления за свои услуги поставщики ресурсов отправляют в разное время: Водоканал, скажем, пятого числа, а энергетики на несколько дней позже, - раскрыла нюансы директор управляющей компании "Приоритет" Светлана Ткаченко. - Теперь представьте: житель решил заплатить пораньше, но счета за воду уже обновлены, а за тепло еще нет - что делать? Существующие на сегодня альтернативные системы автоматически "раскидают" общий платеж по всем строчкам - и где-то образуется переплата, а где-то задолженность. Выровнять сумму можно с помощью кассира банка, работающего в Системе "Город", - он вручную распределит деньги по услугам так, как нужно жильцу.

- В перспективе, такую возможность смогут предоставлять и терминалы, работающие в Системе "Город", надо лишь договориться с управляющими компаниями, - заметил Алексей Кохо.

Деньги не потеряются

А самое главное, все прозрачно и гарантированно и для поставщиков услуг, и для населения. Ни один из участников Системы не имеет доступа к не своим деньгам: где бы ни платил собственник жилья - на почте, через терминал или Интернет - эти средства поступают на транзитный счет в расчетном банке и оттуда распределяются поставщикам тепла, воды, электроэнергии. Банкам задерживать деньги на счетах категорически запрещено - их за это жестко наказывают, поэтому средства перечисляются строго в соответствии с договором. Каждая операция, совершенная в Системе "Город", автоматически попадает в единый реестр, имеет уникальный номер, при необходимости (например, деньги "потерялись") ее несложно найти и проверить. Вот только надо ли говорить, что при таком подходе деньги не теряются. Ведь возможность "прокрутить" крупную сумму и заработать на этом исключена полностью.

Любопытно, что систему автоматического расщепления платежей поддерживают многие управляющие компании. Как призналась директор управляющей компании "Радуга" Надежда Соснина, такая схема снимает с УК подозрения в "накручивании" показаний общедомовых счетчиков:

- Зачем нам что-то приписывать, если мы этих денег все равно не увидим - они напрямую уйдут поставщикам услуг. Нам куда выгоднее добиваться экономии - ведь чем адекватнее сумма, тем выше собираемость платежей. За десять лет работы на иркутском рынке Системы "Город" сотрудничество с ней стало своего рода показателем добросовестности коммунальных компаний. Собственники жилья имеют полное право поинтересоваться у своей УК, как именно распределяются их платежи. И настоять на заключении договора с Системой "Город". В конце концов - ведь это их деньги!

Экономика ЖКХ Филиалы РГ Восточная Сибирь СФО Иркутская область