После того, как архитектурный проект центра прошел все необходимые согласования с французскими инстанциями, префект Парижа и района Иль-де-Франс Жан Добиньи в конце декабря подписал разрешение на его строительство. Предположительно оно должно начаться летом. Накануне презентации "РГ" беседовала с автором проекта известным французским архитектором Жан-Мишелем Вильмоттом.
Как вы считаете, почему именно вам поручили столь ответственный проект?
Жан-Мишель Вильмотт: Скорее всего, потому, что наше архитектурное бюро хорошо знают в России, где мы работаем не первый год. И я, и директор бюро Борина Андрие, которая, кстати, прекрасно владеет русским языком, частые у вас гости. Мы занимались обустройством набережной в Волгограде, участвуем в реконструкции корпусов московской фабрики "Красный октябрь", модернизации Европейского университета в Санкт-Петербурге. Стадион в Калининграде, где пройдут матчи футбольного чемпионата мира 2018 года, еще одна наша разработка. Это уже не говоря о том, что в содружестве с архитекторами моим соотечественником Антуаном Грюмбахом и россиянином Сергеем Ткаченко мы выиграли конкурс на создание проекта Большой Москвы. Это, во-первых. А, во-вторых, мы давно работаем в Париже, где воплощено в жизнь множество наших проектов. Это государственные учреждения, офисы крупных компаний, жилые дома. Нас особо интересует то, что мы называем "архитектурой городских интерьеров". Так, нынешний облик Елисейских полей - это наша работа. Судя по всему, парижский опыт также сыграл свою роль.
Много у вас было помощников?
Жан-Мишель Вильмотт: К работе была привлечена группа из почти двух десятков сотрудников парижского бюро. Мы прекрасно отдавали себе отчет в важности стоящих перед нами задач. Ведь надо было, соблюдая все православные каноны, предъявляемые к культовым строениям, создать современный архитектурный комплекс, созвучный XXI веку. При этом найти такое решение, которое гармонично вписывалось бы в окружающую урбанистическую среду. А ведь речь идет о знаковом месте: набережная Сены, внесенная в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО, рядом дворец Альма, также охраняемый архитектурный памятник, да и Эйфелева башня совсем недалеко.
Какие строения входят в комплекс? Сколько их?
Жан-Мишель Вильмотт: Их четыре. На участке в 4245 квадратных метров, а он раньше принадлежал французской метеорологической службе "Метео-Франс", будут возведены кафедральный собор с пятью куполами, центр для проведения встреч представителей русской общины и знакомства французов с православной культурой, церковно-административное здание, а также, хочу особо подчеркнуть, двуязычная русско-французская начальная школа, которую смогут посещать до 150 детей. Это совершенно новый элемент программы, которого не было в нашем предыдущем проекте, участвовавшем в свое время в международном конкурсе 2011 года. Ансамбль полностью соответствует всем требованиям французского законодательства и градостроительным нормам.
Какой материал будет использоваться?
Жан-Мишель Вильмотт: Традиционно парижский - бургундский известняк, который применялся, в частности, при строительстве собора Парижской Богоматери, Лувра.
В Париже строго следят за высотой новых строений. Не будет православный храм выделяться?
Жан-Мишель Вильмотт: И этот вопрос согласован. Между самой высокой точкой собора, а это верхняя часть православного креста, и его основанием - 35 метров. Все остальные здания ниже. Их высота в 16,5 метра соответствует архитектурному рисунку соседних строений.
Как к проекту отнеслась парижская мэрия?
Жан-Мишель Вильмотт: Там с ним ознакомились и поддержали. Представители городского муниципалитета входили в совместную российско-французскую экспертную группу, которая принимала участие в обсуждении проекта на всех стадиях его разработки. Кстати, нам помогали присланные по инициативе Московской патриархии консультанты архитектор Олег Копылов из Калининграда и художник-иконописец Александр Солдатов, который известен в России росписями в православных храмах.