Новости

20.01.2014 00:10
Рубрика: Культура

На золотом крыльце сидели...

Литературный премиальный процесс в России продолжился, не успев закончиться в прошлом году. 4 декабря был объявлен лауреат премии "Русский Букер" за 2013 год писатель Андрей Волос за роман "Возвращение в Панджруд", а уже 23 декабря 2013 года вышло Распоряжение "О присуждении премий Правительства Российской Федерации 2013 года в области культуры", где названы и писатели-лауреаты: поэт Андрей Дементьев за сборники "Года любви и дни печали", "В будущем году в Иерусалиме", "Пока я боль чужую чувствую"; Андрей Дмитриев за роман "Крестьянин и тинейджер"; Валерий Попов за повесть "Плясать до смерти" и Борис Тарасов за цикл книг о П. Я. Чаадаеве и Ф. И. Тютчеве. Премию также присудили авторам проекта "Альманах "День поэзии - XXI век"" и Давиду Смелянскому.

А уже 1 января нового года на сайте "Литературной газеты" появился "короткий список" финалистов премии имени Антона Дельвига "За верность слову и Отечеству", недавно учрежденной "ЛГ" и вступившей во второй свой сезон.

Напомню, что 16 декабря 2013 года Владимир Путин подписал Указ "О премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества". Полку литературных премий прибыло.

Напомню также, что в России продолжают существовать и ежегодно вручаться целый ряд литературных премий (называю только самые крупные): "Литературная премия имени Александра Солженицына", "Национальный бестселлер", "Ясная Поляна", "Нос", "Дебют" и, наконец, самая престижная - "Большая книга".

Собственно, это и вызывает вопрос, который я часто слышу, выступая в различных читательских аудиториях. Для чего столько премий, если интерес к литературе в России объективно падает и если в реальности у нас популярны пять-шесть писателей, и всё это в основном авторы детективов и женских романов, которым премии как раз не дают, да они в них и не нуждаются, потому что они не нужны им ни с денежной точки зрения, ни в плане поддержания своей популярности. Отсюда сложилось устойчивое убеждение, что литературные премии в России превратились в "междусобойчик", одни и те же авторы кочуют из одного премиального списка в другой, потом входят в состав жюри премий, чтобы наградить своих товарищей. Увы, в этом мнении есть резон.

Замечательный, на мой взгляд, прозаик Андрей Дмитриев в 2012 году стал лауреатом премии "Русский Букер", в 2013-м возглавил ее жюри, и премию получил не менее замечательный, на мой взгляд, писатель Андрей Волос, того же, что и Андрей Дмитриев, поколения, примерно тех же, что и он, ценностно-художественных ориентаций. И теперь следует ждать, что именно он в 2014 году возглавит жюри "Букера". Уже дважды получали премию "Большая книга" Дмитрий Быков, Александр Кабаков и Михаил Шишкин. Всё это очень яркие писатели, но эта ситуация мне кажется не очень правильной. Мне более по душе разумность Франции, которая не позволяет своим писателям дважды получать премию Гонкуров, а если они ее и получают дважды, как, например, Ромен Гари, то скрывшись под псевдонимом (Эмиль Ажар). В случае же с "Большой книгой" мне кажется, что писатели могли бы и сами проявить щепетильность вместе с русской широтой души: не номинироваться второй раз, освободив площадь для своих, надеюсь, уважаемых ими, коллег по цеху.

Впрочем, преодоление этой проблемы заложено в самом механизме развития премий в России. Чем их становится больше, тем активнее они стараются расширять диапазон своих финалистов и лауреатов. В премии "Ясная Поляна", например, предусмотрен десятилетний стаж произведения, т. е. победителем может оказаться роман или повесть, написанные в этом году и десять лет назад. Это позволяет поднять из забвения достойные вещи, которые в силу разных обстоятельств не получили премии в свое время. А то ведь в результате премиального марафона писатель и его произведение становятся калифами на час (вернее - на год), а потом о них забывают.

Премия "Дебют" вручается авторам вообще никому не известным, начинающим. И пусть большинство из них становятся калифами даже не на год, а на один премиальный вечер, потому что даже удачный дебют не может прогнозировать появление нового писателя, все это подогревает интерес к молодой литературе, делает ее более заметной и востребованной в обществе.

Свой путь старается найти и премия Антона Дельвига "Литературной газеты". Среди сорока имен и произведений разных жанров - от прозы и поэзии до художественного перевода, - которые вошли в "короткий список" этого года, вы почти не найдете раскрученных авторов, фаворитов крупных премий, "царей" и "королевичей". Зато там много региональных писателей, не только из российских городов, но и из республик РФ. При этом у премии достаточно гибкая система: премиальный фонд делится между авторами не по жесткой, заранее установленной схеме, а по наличным достоинствам. Но вопрос не в этом. Вопрос в том, зачем это нужно?

А вот затем и нужно, что интерес к серьезной литературе объективно падает. В ближайшее время нас, я думаю, ожидает своего рода демографическая культурная яма, потому что в жизнь входит уже поколение, рожденное в девяностые годы и воспитанное в атмосфере расшатывания культурных ориентиров. Не то что Распутин и Астафьев, не то что Шишкин и Кабаков, но Толстому и Чехову скоро не будет места на золотом крыльце. Им придется отвечать на вопрос: "Кто ты будешь такой?"

Возможно, я идеалист, но я убежден, что это тоже временное явление. Бывает пресыщение от культуры, но и кислородное голодание от ее отсутствия - тоже. Важно на каком угодно уровне и какими угодно средствами сохранять статус русской литературы в стране, которая по праву может гордиться литературной историей. Если в электролинии временно отключили ток, это еще не повод резать на цветные металлы километры проводов...