Теперь критериев по допуску на рынок четыре, рассказал начальник управления Рынка инноваций и инвестиций Московской биржи Денис Пряничников. Первый - эмитент производит продукцию или применяет технологии, входящие в перечень приоритетных направлений развития науки и техники. "Мы пошли по пути привязки к этому списку не просто так, а на основе консультаций с экспертами. К этому перечню привязаны инвестиционные декларации институтов развития. Это достаточное основание для размещения на РИИ", - пояснил эксперт. Еще один критерий - вхождение продукции компании в официальный государственный реестр инновационной продукции, к которому привязаны различные программы господдержки. Третий критерий - если компания профинансирована одним из институтов развития. "Здесь мы выступаем как элемент инвестиционной цепочки и считаем логичным ориентироваться на эти институты как на экспертов в своей области. Если они дали финансирование, значит, для этого были основания", - отметил Пряничников. Наконец, четвертый критерий - биржа оставила возможность допуска на РИИ компаний с инновационным подходом к ведению бизнеса. Соответствие этому подходу будет определять экспертный совет, а первые три критерия оценивает департамент листинга. При этом инновационный подход биржа трактует достаточно широко - здесь РИИ опирается на международный опыт, в частности, своих партнеров из NASDAQ. Американская площадка разместила у себя компанию Starbucks - как известно, бизнес ее вполне традиционный - сеть кофеен, тем не менее подходы к его ведению были признаны вполне инновационными. Отечественная площадка собирается использовать этот опыт.
Перенимать американский опыт РИИ будет не только в этом - соглашение, подписанное в октябре прошлого года между Московской биржей и NASDAQ, подразумевает сотрудничество по целому ряду направлений. К нему привлечена также и ОАО "Роснано". Как рассказал председатель правления Московской биржи Александр Афанасьев, объединенные усилия позволят определять будущих лидеров в области высоких технологий и демонстрировать им возможности, которые открываются перед ними на рынках капитала. "Я уверен, что этот совместный проект позволит предложить российским стартапам эффективные решения для привлечения инвестиций в свое развитие через листинг на наших биржах", - сказал он. А председатель правления "Роснано" Анатолий Чубайс рассчитывает, что репутация и опыт NASDAQ в сфере венчурного финансирования сыграют большую роль в привлечении зарубежных инвестиций, необходимых для развития российских инновационных предприятий.
- Мы не только конкуренты, но и партнеры, - сказал о сотрудничестве с NASDAQ исполнительный директор по Рынку инноваций и инвестиций Московской биржи Геннадий Марголит. - Одна из важнейших задач - продвигать идею публичного рынка. Компания должна созреть до публичности, осознать, как это сложно, сколько на этом пути разных проблем, в том числе технологических. Мы вместе с американцами работаем над продвижением этой идеи, а дальше компания сама решает, куда ей пойти - на американский рынок или на наш. Мы считаем, что у нас есть определенные конкурентные преимущества, и мы работаем над тем, чтобы их было больше. Задача - привлекать международных инвесторов, и дружба с NASDAQ, в том числе, помогает и этому.
На NASDAQ размещалось несколько крупнейших быстрорастущих российских компаний - СТС Медиа, Яндекс, QIWI. При этом последняя, по словам Марголита, не остановилась на достигнутом и вернулась "в семью", то есть на РИИ. "Это говорит о том, что интерес у компаний к российскому рынку ценных бумаг есть", - считает эксперт. В прошлом году РИИ также начал работать с облигациями - в качестве пробного шара выступили облигации "Роснано", а в этом году ожидается еще несколько интересных эмитентов. Всего на РИИ по состоянию на конец ноября обращалось 40 ценных бумаг, в том числе 9 венчурных фондов и 5 облигаций.
Впрочем, сами участники рынка считают, что с IPO на инновационном рынке ситуация сложная: большинство российских инновационных компаний не готово выходить на публичный рынок. "Их взросление происходит медленно, и показатели бизнеса недостаточно убедительны. Но IPO им особо и не нужно: слишком высокая цена за слишком непредсказуемый результат. Подготовка к публичности требует больших затрат - финансовых и человеческих, это серьезная перестройка бизнеса, которая должна быть оправданна. В нашей стране уровень IPO и среди крупных корпораций совсем не высок, что же говорить о молодых бизнесах", - отметил управляющий директор Prostor Capital Алексей Соловьев. При этом, по его словам, в некоторых случаях IPO может стать логичным шагом в развитии компании и оптимальным способом привлечения средств для нового "рывка". Но даже в такой ситуации решиться на него сложно: слишком большая финансовая нагрузка, которая может не оправдать результат.