Понятно, что эта история про монаха Ивана Семеновича и беса по имени Легион не может быть основана на реальных событиях - вы брали за основу какую-то житийную литературу?
Николай Досталь: Толчком для проекта послужили жития двух монахов. В XIX веке в Нило-Сорской пустыни жил праведник - убогий, покалеченный - Иван Семенович Шапошников, обладал даром исцеления. В конце XII века в Великом Новгороде жил другой праведник. Он как-то поймал в рукомойнике беса. Бес просит его отпустить. Монах говорит - свозишь меня к Гробу Господню - отпущу. Бес его свозил, а потом, вернувшись, начал ему мстить - то папильотки в келью подкинет, то еще какой, выражаясь современным языком, компромат. Тогда монастырская братия привязала монаха к плоту и пустила вниз по реке Волхов. А плот возьми да обратно против течения и поплыви. Братья - на колени: "Чудо, монах-то праведник!" Со временем он стал архиепископом, настоятелем монастыря, святитель Иоанн Новгородский. Я рассказал обо всем этом Юрию Арабову, и он написал блестящий, по-моему, сценарий.
Означает ли ваше решение вернуть полученные деньги отказ от господдержки в принципе?
Николай Досталь: Конечно, нет. Это не столько мое решение, сколько продюсеров компании "Православная энциклопедия". Не найдя побочного финансирования, мы поняли, что фильм не может состояться: полученных от государства денег на полноценное кино не хватит.
Как отреагировал фонд на этот шаг?
Николай Досталь: С сожалением - это ведь для них тоже неприятный момент. Сказали, что, когда я найду других продюсеров, фонд уже не будет рассматривать проект с художественной точки зрения, а оценит возможности новых продюсеров. Конечно, хотелось бы, чтобы процент государственных денег в нашей смете был не таким мизерным. По регламенту, Фонд кино может субсидировать фильм в размере до 70 процентов бюджета, но государство хочет дотировать как можно больше проектов. И получается по давно отвергнутому принципу "всем сестрам по серьгам". А сейчас такое время, что найти дополнительное субсидирование очень непросто.
Вряд ли "Монах и бес", камерная история, имеет мощный коммерческий потенциал.
Николай Досталь: Определенный коммерческий потенциал в ней есть: сильная комедийная составляющая, молодые герои, экзотическая среда, элементы фэнтези... Те 30 миллионов, что нам выдал фонд, мы бы, конечно, вернули, но окупили бы весь бюджет - не уверен. Думаю, что пока у нас не будет развит институт меценатства, кинематограф не сможет нормально развиваться и окупать себя. Сколько лет уже говорят о необходимости закона о меценатстве - и ничего. Я вообще уверен, что должна быть отдельная строка помощи государства кинематографу - "продвижение фильма". Но это для российского кино - далекое будущее.
Недавно в интервью министр культуры РФ Владимир Мединский сказал, что государство намерено оказывать господдержку также и производству сериалов. Вас как человека, снявшего несколько успешных телесериалов , такая перспектива радует?
Николай Досталь: Я думаю, это ошибочное решение. За один-два показа сериала телевидение может вернуть бюджет фильма, а то и получить прибыль. Телеканалы сегодня самые богатые кинопродюсеры в России, а им еще хотят давать государственные деньги на производство - это абсурд.