Японская мораль предписывает избегать крутой конфронтации, не доводить дело до того, чтобы одна сторона явно одержала верх, а побежденная "потеряла лицо". В прежние времена японские рикши строго блюли неписанный закон: молодой возчик мог обогнать старого, лишь изменив маршрут, дабы не демонстрировать свое превосходство в силе.
Стремление свести к минимуму острое соперничество пронизывает японскую деловую жизнь. Если в Западной Европе или Северной Америке основным законом конкуренции считается "честная игра", то в Японии ей соответствует понятие "подобающей доли".
Для западного предпринимателя главное, чтобы обе стороны "играли по правилам". Тогда он с легким сердцем поздравляет победителя, который получает все, а сам остается ни с чем. Однако в Японии это касается только спортсменов. В бизнесе же, как уже отмечалось, прежде всего думают о том, как достойнее поделить рынок. В каждой отрасли промышленности существует то ли "большая тройка", то ли "большая пятерка", получающая львиную долю.
Для японских деловых отношений характерно, что сторона, пошедшая при торге на наибольшие уступки, получает преимущество при решении другого вопроса, подчас совершенно не связанного с первым. Готовность к компромиссу считается добродетелью, которая должна быть вознаграждена.
Важно однако иметь в виду, что компромисс в глазах японца - это зеркало момента. Они считают, что соглашение сохраняет силу лишь в условиях, при которых оно было достигнуто. Западный предприниматель считает: коли возник спор, надо посмотреть, что на сей счет написано в контракте. Японец же убежден: раз обстановка изменилась, требуют пересмотра и прежние договоренности.
Постоянный поиск иерархической гармонии мешает японцам принимать самостоятельные решения. Они предпочитают анонимное общее согласие.
В северо-американской или западно-европейской фирме именно президент и совет директоров ведут за собой коллектив. У японцев же действует принцип "снизу вверх". Все ключевые решения выражают не чью-то личную волю, а некий общий знаменатель, найденный на основе взаимных уступок.
Японец остерегается противопоставлять себя коллективу, доводить дело до открытого столкновения взглядов. Поэтому любое обсуждение тянется долго, пока каждый шаг за шагом изложит свою позицию, по ходу корректируя ее с учетом высказываний других.
Цель дискуссии в том и состоит, чтобы выявить различия во мнениях и постепенно прийти к общему знаменателю. Когда проект решения доходит до президента, ему остается лишь роль арбитра, который из нескольких вариантов выбирает один, а отнюдь не инициирует сам какие-то новшества.
Многие иностранцы терпят в Японии неудачу именно потому, что ждут от переговоров немедленного результата, а от партнеров - немедленного действия. Японцы так не поступают. Излюбленное многими американцами да и россиянами правило заранее выложить карты на стол и играть в открытую, не находит у них отклика.
Прежде всего этому препятствует своеобразный механизм принятия решений, о котором шла речь выше. К тому же японцы не склонны сводить суть деловых вопросов лишь к цифрам. Очень часто личные отношения, личные обязательства и другие косвенные факторы имеют для них не менее важное значение, чем низкая цена и высокое качество.
Если для американца или европейца ключевую роль играет прибыль, то японец думает и об ответственности перед своим персоналом, о долге перед страной и, наконец, - о прибыли, чтобы выполнить первые два обязательства. Американец добивается немедленного эффекта. Японец же - роста своей доли на рынке. А это не одно и то же.
В отличие от Запада с его культом индивидуализма и свободы личности японский образ жизни ставит общее благо выше личных интересов. Японское общество основано на идее групповой преданности, на принципе "оя-ко", то есть "отец-сын", а в более широком смысле - "покровитель - подопечный".
Всегда и при всех обстоятельствах японцы привержены идеалу верности семье, фирме, стране. Именно поэтому они называют свою страну "кадзоку-кокка" ("государство-семья").
Век Интернета поставил под удар групповую мораль японцев, присущую им клановую верность как основу моральных ценностей. Система пожизненного найма, ставка на постоянных поставщиков теряют смысл в эпоху информатизации.
Социальный консерватизм японцев утверждал дисциплину и гармонию, поощрял усердие и обеспечивал стабильность. Однако он же блокировал личную инициативу. Так что за успех японской модели нынче приходится платить дорогой ценой.
После Второй мировой войны в самурайский кодекс "бусидо" (буквально "путь воина") трансформировался в "сиониндо" ("путь предпринимателя"). Но стержень морали остался прежним - незыблемая, даже слепая, верность покровителю. Его конкретным воплощением стала уникальная для развитых стран система пожизненного найма, позволяющая увольнять штатного сотрудника лишь в случае банкротства фирмы.
Именно пожизненная верность тружеников своему нанимателю, а поставщиков - своему заказчику стала ключевым слагаемым успеха японского экономического чуда 60-х - 80-х годов, позволили Стране восходящего солнца стать третьей экономической сверхдержавой.
Однако на рубеже веков коллективизм японской модели превратился из источника силы в фактор слабости. В условиях глобализации и информатизации, повсеместного распространения Интернета Япония почувствовала, что должна из "царства групп" превратиться в "царство личностей".
Болезненным проявлением этого процесса стала эрозия системы пожизненного найма. Японцы впервые столкнулись с такими новыми неприятными для них явлениями, как сокращение штатов или досрочное увольнение пожилых сотрудников, или с тем, что зарплата зависит не только от выслуги лет, но и от эффективности работы.
Ведущие фирмы все чаще переносят производственные мощности в соседние азиатские страны. А это ведет к разорению их традиционных поставщиков.
Внедрение Интернета в деловую жизнь вступило в противоречие с традиционной практикой принятия решений на основе долгих поисков взаимоприемлемого компромисса. Ведь Интернет требует проявления инициативы, то есть мгновенного ответа на вопрос "да" или "нет". В "потерянные девяностые" и в последующие десятилетия экономика Страны восходящего солнца утратила высокие темпы роста, которыми она удивляла мир в годы "японского чуда" 60-х - 80-х.
Итак, в конкурентной борьбе японский предприниматель ставит целью не безоговорочную победу над соперником, а некий взаимоприемлемый компромисс. Именно он почитается как добродетель в японской деловой этике.