Евгений Сивков, генеральный директор аудиторской компании "ФБКА", говорит, что зацикливаться на оптимизации налогов не стоит. Для крупнейших мировых компаний размер налоговых отчислений не имеет большого значения. Так как эти корпорации думают о том, как больше заработать, а не о том, как меньше потратить. В определенный момент налоговые платежи становятся не существенными в структуре расходов. Кроме того, многим компаниям дешевле заплатить суммы, которые доначислила налоговая, чем держать большой штат бухгалтеров, обеспечивающих безупречный учет.
Существует и другая крайность. "Некоторые компании нанимают специалистов, чтобы оптимизировать налоги, но приходишь к ним, а у них и так небольшие отчисления", - говорит Сивков. Можно и дальше сокращать налоговые платежи, но это связано с рисками для компании, которые угрожают ее существованию. Чем "чище" бизнес, тем он устойчивее. Компании, которая использует оптимизационные схемы, угрожают налоговики, рейдеры, родственники собственников и персонал. Налоговая может доначислить налоги, если посчитает схемы незаконными. Рейдеры способны захватить бизнес, так как он рассредоточен и де-юре находится в руках разных собственников. Жены и мужья при разводе шантажируют своих супругов знанием информации о незаконных операциях компании, на том же пытается заработать персонал, недовольный своим работодателем.
В легальной оптимизации налогов есть свои тонкости. Компании, которые минимизируют налоговые отчисления, начинают не с разработки способов минимизации налогов, а с наведения порядка в своей структуре и схеме владения имуществом. Сивков отмечает, что у таких компаний редко есть на балансе объекты недвижимости: "Бизнес с одной стороны, имущество - с другой, персонал - с третьей". Такой способ организации бизнеса является спорным, но до сих пор открыто не запрещен законом. Что касается самих налогов, то они оптимизируются по степени их сложности. То есть сначала компания оптимизирует налог на прибыль организаций и имущество, транспортный налог, переходит на "упрощенку", ЕНВД. "Это первый уровень - налоговая служба крайне редко обращает внимание на стремление компании сократить отчисления этих платежей", - говорит Сивков. Далее следует НДФЛ и все зарплатные платежи. "Оптимизация по НДС находится на третьем уровне, потому что любой руководитель знает, что колебания отчислений по НДС оборачиваются проверками. Оптимизировать НДС в ряде случаев себе дороже", - считает Сивков.
Верхом мастерства юристов и налоговых консультантов является использование простых и законных методов снижения налогов. К примеру, сокращать расходы помогает ученический договор. Он позволяет выплачивать не зарплату, а стипендию. И при этом не платить страховые взносы. По поводу того, облагается ли стипендия НДФЛ идут споры, но эксперты советуют налог начислять. К размеру стипендии одно требование: она должна быть не ниже МРОТ по региону. "Те же правила налогообложения касаются разного рода социальных благ, предоставляемых в составе "расширенного" соцпакета: фитнес, медуслуги", - добавляет Сергей Варламов, партнер компании "Налоговик".
Для снижения платежей используются различные компенсации, к примеру, за разъездной характер работы. Такие выплаты не облагаются взносами и НДФЛ и включается в расходы. Сивков приводит пример пароходства во Владивостоке, которое использовало эту схему. Существенная часть заработной платы выплачивалась в виде компенсации. "Самое главное - была гарантия, что, когда придет налоговая, она ничего не доначислит. Мы написали письмо в инспекцию по труду с вопросом: можем ли мы уплачивать такую компенсацию? Инспекция ответила, что, конечно, можем", - рассказывает Сивков. Также есть компенсация за пользование личным имуществом сотрудника. В этом случае компьютеры, телефоны и машины находятся не в собственности компании, а в пользовании. Компенсация не облагается НДФЛ, страховыми взносами и включается в расходы. Компания вольна сама определять размер платежа, норматив компенсации есть только на автомобили. Условие о выплате компенсации следует прописывать в трудовом договоре с сотрудником. Александр Вотинцев, координатор Свердловского регионального отделения МОО "Палата налоговых консультантов" уточняет: "Простого урегулирования порядка выплат компенсаций соответствующими внутренними документами организации недостаточно. Расходы сотрудника должны быть документально подтверждены. Например, налоговые органы при проверке для подтверждения фактического использования автомобиля для служебных поездок и обоснованности расходов обязательно потребуют путевые листы (письмо минфина от 23 сентября 2013 г. N 03-03-06/1/39406). Поэтому заменить зарплату компенсациями при отсутствии документов, фактически подтверждающих расходы, вряд ли получится. Кроме того, значительный объем компенсаций по отношению к зарплате - дополнительный повод для проверки".
Артем Денисов, управляющий партнер компании "Генезис", советует подходить осторожно к вопросу компенсаций: "В этом случае действуют два принципа, которыми пользуется ФНС: деловая цель и невозможность применения налоговой оптимизации исключительно для снижения налогов. Если расходы на компенсацию будут выше среднерыночных или значительно выше зарплаты, то выплаты будут признаны доходом и облагаться налогом".