Новости

29 декабря 2013 г.

Закон Республики Адыгея от 27 декабря 2013 года №264 "Об образовании в Республике Адыгея"

Дата подписания 27 января 2014 г.
Опубликован 29 декабря 2013 г.
Вступает в силу 1 января 2014 г.

Принят Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея 25 декабря 2013 года

Настоящий Закон принят в целях урегулирования в Республике Адыгея отношений в сфере образования.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).

2. В целях настоящего Закона под носителем языка понимается лицо, владеющее государственным языком Республики Адыгея - адыгейским языком (далее - адыгейский язык).

Статья 2. Полномочия органов государственной власти Республики Адыгея в сфере образования

1. К полномочиям Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея в сфере образования относятся:
1) принятие законов Республики Адыгея в сфере образования;
2) иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Адыгея.

2. К полномочиям Кабинета Министров Республики Адыгея в сфере образования относятся:
1) разработка и реализация государственной программы Республики Адыгея в сфере развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, этнокультурных, демографических и других особенностей Республики Адыгея;
2) создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций Республики Адыгея, осуществление функций и полномочий учредителя образовательных организаций Республики Адыгея;
3) обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), определение нормативов обеспечения указанных государственных гарантий;
4) организация предоставления общего образования в образовательных организациях Республики Адыгея;
5) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в образовательных организациях Республики Адыгея;
6) финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в пункте 3 настоящей части;
7) организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования;
8) организация предоставления дополнительного образования детей в образовательных организациях Республики Адыгея;
9) организация предоставления дополнительного профессионального образования в образовательных организациях Республики Адыгея;
10) организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций Республики Адыгея учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ;
11) организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации;
12) установление порядка назначения государственной академической стипендии студентам, государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Адыгея;
13) установление нормативов для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Адыгея;
14) установление среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях Республики Адыгея и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования;
15) установление размера компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми, посещающими образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, а также установление порядка обращения за получением указанной компенсации и порядка ее выплаты;
16) обеспечение предоставления родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры;
17) установление случаев и порядка организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в образовательные организации Республики Адыгея и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения;
18) обеспечение получения профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования;
19) создание государственных информационных систем, в том числе республиканских информационных систем обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования;
20) обеспечение осуществления мониторинга в системе образования в Республике Адыгея;
21) осуществление иных полномочий в соответствии с Федеральным законом и настоящим Законом.

3. К полномочиям исполнительного органа государственной власти Республики Адыгея, осуществляющего государственное управление в сфере образования, относятся:
1) установление порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации Республики Адыгея, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений;
2) участие в проведении экспертизы учебников для включения в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования в целях обеспечения учета региональных и этнокультурных особенностей Республики Адыгея, реализации прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке;
3) участие в проведении отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов России на родном языке;
4) создание государственных экзаменационных комиссий для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Республики Адыгея;
5) формирование аттестационных комиссий по проведению аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Республики Адыгея, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
6) определение порядка регламентации и оформления отношений образовательной организации Республики Адыгея и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях;
7) участие в экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных и этнокультурных особенностей);
8) осуществление иных полномочий в соответствии с Федеральным законом и настоящим Законом.

Статья 3. Язык образования

1. Во всех образовательных организациях, реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, обучение в которых ведется на русском языке, с первого класса в качестве обязательного учебного предмета для носителей языка вводится преподавание и изучение адыгейского языка.

2. Во всех имеющих государственную аккредитацию дошкольных образовательных организациях могут создаваться группы, в которых обучение и воспитание детей осуществляются на адыгейском языке. Исполнительный орган государственной власти Республики Адыгея, осуществляющий государственное управление в сфере образования, оказывает содействие в создании указанных групп, подготовке специалистов и обеспечении их учебно-методической литературой.

3. Изучение адыгейского языка регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами с учетом региональных и этнокультурных особенностей Республики Адыгея.

Статья 4. Инновационная деятельность в сфере образования

1. Инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями.

2. В целях создания условий для реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования в Республике Адыгея, организации, указанные в части 1 настоящей статьи, реализующие указанные инновационные проекты и программы, признаются республиканскими инновационными площадками и составляют инновационную структуру в системе образования в Республике Адыгея.

3. Порядок признания организаций республиканскими инновационными площадками устанавливается Кабинетом Министров Республики Адыгея.

4. Исполнительный орган государственной власти Республики Адыгея, осуществляющий государственное управление в сфере образования, в рамках своих полномочий создает условия для реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику.

Статья 5. Малокомплектные образовательные организации

1. Малокомплектной дошкольной образовательной организацией является единственная в сельском населенном пункте муниципальная образовательная организация, численность воспитанников в которой составляет менее 15 человек.

2. Малокомплектной общеобразовательной организацией является единственная в сельском населенном пункте муниципальная образовательная организация, удаленная от других общеобразовательных организаций на расстояние не менее 8 километров (при соблюдении условий для организации безопасного подвоза обучающихся) и реализующая основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего полного общего образования, имеющая следующую численность обучающихся:
1) для муниципальных образовательных организаций, реализующих только основные общеобразовательные программы начального общего образования, - менее 40 обучающихся;
2) для муниципальных образовательных организаций, реализующих только основные общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования, - менее 60 обучающихся;
3) для муниципальных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего полного общего образования, - менее 100 обучающихся.

Статья 6. Обеспечение питанием

1. Бесплатное питание в образовательных организациях Республики Адыгея и муниципальных образовательных организациях предоставляется:
1) обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;
2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
3) обучающимся, находящимся в трудной жизненной ситуации.

2. Порядок отнесения обучающихся образовательных организаций Республики Адыгея к категории обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, для реализации ими права на предоставление бесплатного питания устанавливается Кабинетом Министров Республики Адыгея.

3. Обеспечение питанием обучающихся в образовательных организациях Республики Адыгея за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Адыгея осуществляется в порядке и случаях, установленных Кабинетом Министров Республики Адыгея.

Статья 7. Полное государственное обеспечение обучающихся

1. Полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение питанием, одеждой и обувью, мягким и жестким инвентарем, предоставляется обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, проживающим в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

2. Обеспечение питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также иных обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Республики Адыгея за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Адыгея осуществляется в порядке и случаях, установленных исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея, осуществляющим государственное управление в сфере образования.

Статья 8. Особенности получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности

1. В целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея, осуществляющим государственное управление в сфере образования, организуются и проводятся олимпиады и иные интеллектуальные и (или) творческие конкурсы, физкультурные и спортивные мероприятия, направленные на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений.

2. Обучающиеся принимают участие в олимпиадах, конкурсах и спортивных мероприятиях на добровольной основе, взимание платы за участие в них не допускается.

3. Для лиц, проявивших выдающиеся способности, могут предусматриваться специальные виды денежных поощрений и иные меры стимулирования.

4. Критерии и порядок отбора лиц, проявивших выдающиеся способности, порядок предоставления денежных поощрений, указанных в части 3 настоящей статьи, за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Адыгея определяются Кабинетом Министров Республики Адыгея.

Статья 9. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

1. В Республике Адыгея создаются отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

2. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

3. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники, учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея.

4. Исполнительный орган государственной власти Республики Адыгея, осуществляющий государственное управление в сфере образования, обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Статья 10. Компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена

Педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливается Кабинетом Министров Республики Адыгея за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Адыгея, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.

Статья 11. О признании утратившими силу некоторых Законов Республики Адыгея и статьи 1 Закона Республики Адыгея "О внесении изменений в некоторые Законы Республики Адыгея в сфере образования"

Признать утратившими силу:
1) Закон Республики Адыгея от 6 января 2000 года № 156 "Об образовании" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2000, № 1);
2) Закон Республики Адыгея от 5 февраля 2001 года № 220 "О внесении изменения в Закон Республики Адыгея "Об образовании" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2001, № 2);
3) Закон Республики Адыгея от 26 ноября 2001 года № 45 "О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Адыгея "Об образовании" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2001, № 11);
4) Закон Республики Адыгея от 23 мая 2003 года № 143 "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Адыгея "Об образовании" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2003, № 5);
5) Закон Республики Адыгея от 16 ноября 2005 года № 360 "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Адыгея "Об образовании" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2005, № 11);
6) Закон Республики Адыгея от 7 июня 2007 года № 87 "О внесении изменений в Закон Республики Адыгея "Об образовании" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2007, № 6);
7) Закон Республики Адыгея от 7 июля 2010 года № 363 "О внесении изменений в Закон Республики Адыгея "Об образовании" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2010, № 7);
8) Закон Республики Адыгея от 8 июня 2011 года № 8 "О внесении изменения в статью 4 Закона Республики Адыгея "Об образовании" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2011, № 6);
9) Закон Республики Адыгея от 2 ноября 2011 года № 41 "О внесении изменений в статью 4 Закона Республики Адыгея "Об образовании" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2011, N 11);
10) Закон Республики Адыгея от 31 июля 2012 года № 117 "О внесении изменения в статью 4 Закона Республики Адыгея "Об образовании" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2012, № 7);
11) статью 1 Закона Республики Адыгея от 31 июля 2012 года № 118 "О внесении изменений в некоторые Законы Республики Адыгея в сфере образования" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2012, № 7);
12) Закон Республики Адыгея от 4 апреля 2013 года № 180 "О внесении изменения в статью 5 Закона Республики Адыгея "Об образовании" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2013, № 4).

Статья 12. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2013 года, за исключением пунктов 3 и 6 части 2 статьи 2 настоящего Закона.

2. Пункты 3 и 6 части 2 статьи 2 настоящего Закона вступают в силу с 1 января 2014 года.

Глава Республики Адыгея А.К.Тхакушинов

 

Размещение нормативно-правовых актов регионов на сайте "Российской Газеты" не является их официальной публикацией