"РГ" собрала 10 вех истории самого зловещего подводного флота

30 января 1915 года при попытке прорвать морскую блокаду Германия впервые применила при атаке французского порта Гавр подводные лодки. Незадолго до этого Германия показала всему миру мощь и боевые преимущества подводного флота. 22 сентября 1914 года подводная лодка "U-9" Императорского германского флота под командованием Отто Эдуарда Веддигена водоизмещением всего в 500 т и с экипажем всего в 28 человек в течение полутора часов потопила три британских крейсера: "Хог", "Абукир" и "Кресси" и 1459 человек экипажа.

Однако до 30 января 1915 года немецкие подводные лодки действовали поодиночке. Именно атака на Гавр заложила будущую стратегию германского подводного флота, которая получила название "Волчья стая".Сегодня мы приводим десять основных типов немецких подводных лодок, которые определяют историю развития подводного флота Германии:

1.Первые немецкие лодки типа U-31

Именно субмарины этого класса участвовали в атаке на порт Гавр. Они закладывались на верфях в Киле. Было построено 11 подводных лодок этого класса и 7 из них потеряно.Вооружение U-31 состояло из 6 торпед для 4-х торпедных аппаратов, и одного или двух артиллерийских орудий на палубе. В зависимости от времени постройки, калибр орудия составлял 75 мм, 88 мм или 105 мм

2. Средняя подводная лодка класса VII

Начиная с 30-х годов прошлого века немецкие субмарины стали делиться по классам, обозначаемым римскими цифрами. Наиболее массовыми из них являлись лодки класса VII. Всего было построено 703 таких корабля. Они могли погружаться на 220 метров и уходить в автономное плавание на 6200 морских миль. Лодки этого типа имели 5 торпедных аппаратов (4 на носу и 1 на корме), и несли 11 торпед. Кроме того, лодки вооружались эффективным и скорострельным 88-мм орудием с боекомплектом в 220 выстрелов, в состав которого входили бронебойные, фугасные и осветительные снаряды. На борту имелось 22 мины.

3. Большая океанская субмарина класса IX

В период с 1936 по 1944 годы было построено 193 таких лодки. Их глубина погружения составляла 230 метров, дальность хода в надводном положении могла быть до 31500 морских миль. На борту имели 4 носовых и 2 кормовых торпедных аппарата. Так же вооружались одним палубным и двумя зенитными артиллерийскими орудиями. Могли нести 24 торпеды или 72 мины. Экипаж составлял 48 человек.

4. Сверхмалая субмарина класса XXVII

В период с 1944 по 1945 годы было построено 285 таких сверхмалых субмарин. Они имели экипаж всего два человека и могли погружаться на глубину не более 50 метров и автономность плавания не более 300 миль. В их боекомплект входили только две торпеды. По сути, это были диверсионные "одноразовые" лодки, используемые для диверсий против крупных транспортов противника в акваториях портов. Из-за малых размеров и бесшумных двигателей эти лодки было очень трудно засечь.

5. Подводные лодки проекта 201

Начали строиться в послевоенной Германии в начале 60-х годов прошлого века, хотя спроектированы были еще в 1950-м году. Представляют собой класс дизель-электрических подводных лодок. Развивали подводную скорость до 17,5 узлов. Дальность автономного плавания составляла 7 тысяч километров, в экипаж входил 21 человек. Основное вооружение - 8 носовых 533-мм торпедных аппарата, 8 торпед или до 16 мин вместо них. Были на вооружении военно-морских сил ФРГ до 1971 года.

6. Подводные лодки типа "Коббен"

Было построено 15 таких ПЛ для военно-морских сил Норвегии. По сути, эти лодки представляют собой модернизацию проектов 201 - 205. Оставались на вооружении в Норвегии до начала 90-х готов, потом были переданы Дании и Польше. Дизель-электрические ПЛ имели подводную скорость 17 узлов, экипаж 17 человек и 8 торпедных аппаратов.

7. Подводные лодки проекта 209

Самые массовые субмарины в вооружении современной Германии. Начиная с 1967 года был построен 61 такой корабль. Их подводная скорость составляла 21,5 узла, предельная глубина погружения 280 метров и автономность плавания 50 суток. Экипаж составлял 30 человек. На вооружении имели 8 носовых торпедных аппаратов калибра 533 мм, запас 14 торпед, или до 24 мин. На этих субмаринах впервые была предусмотрена возможность установки ракетного вооружения.

8. Субмарины типа "Дольфин"

Дизель-электрические подводные лодки типа "Дольфин" являются модификацией подлодок Тип 212 и разработаны специально для Израиля. Лодки строились на немецких верфях города Киль. У них подводная скорость составляет 20 узлов, предельная глубина погружения - 350 метров и длительность автономного плавания - 50 суток. Имеют 10 торпедных аппаратов, через которые возможно стрелять не только торпедами и минами, но и крылатыми ракетами "Саб-Гарпун". Стандартный боекомплект состоит из 16 торпед и 5 ракет.

9. Подводные лодки типа 212

Серия дизель-электрических немецких подводных лодок, построенных в 1999-2005 годах. Их подводная скорость составляет 17 узлов, предельная глубина погружения - 400 метров. В автономном плавании могут находиться 30 суток и имеют экипаж 27 человек.Основное вооружение - 6 носовых торпедных аппаратов калибра 533 мм, 13 торпед типов DM-2A3 "Seehecht" и DM-2A4, до 24 донных и до 36 якорных мин вместо торпед. Но главное - на них штатно установлены крылатые ракеты класса "Triton".

10. Субмарины проекта 214

Эти ПЛ представляют собой экспортный вариант проекта 212. Дизель-электрические подводные лодки с подводной скоростью 20 узлов и предельной глубиной погружения 400 метров. Их автономность плавания составляет 84 дня. На вооружении имеют 8 носовых торпедных аппаратов калибра 533 мм, 12 торпед типов DM-2A3 "Seehecht" и DM-2A4, до 24 донных и до 36 якорных мин вместо торпед.