Напомним, официально признана смерть рядового Ильи Морозова, которого не смогли спасти от последствий вирусно-бактериальной двусторонней пневмонии в окружном военном клиническом госпитале в Подольске. Но родные заболевших солдат из острогожской "учебки" сообщают о том, что летальный случай (по меньшей мере один) был зафиксирован и в воронежском военном госпитале.
- Мы держим ситуацию под постоянным контролем, сейчас в центре в Острогожске идет серьезный спад заболеваемости. В январе, кроме Ильи Морозова, которого, к сожалению, врачи не "вытянули", там было только два тяжелых больных, которых вместе с ним отправили в Подольск. Но те ребята уже недели полторы как пошли на поправку. На сегодняшний день в острогожской части нет ни одного военнослужащего в тяжелом состоянии: ни в их местном лазарете, ни в госпитале в Воронеже, ни в Подольске, и новых больных почти не поступает, - сообщил "РГ" военный прокурор Воронежского гарнизона Виталий Калганов.
Он привел данные за 31 января: 68 человек выписано, в госпитале в Воронеже находится 260, из них с пневмонией менее 70, у остальных диагностированы ОРВИ, ангина, бронхит и ветряная оспа. Для сравнения: 29 января, когда военно-учебный центр посещала региональный уполномоченный по правам человека Татьяна Зражевская, в госпитале лечилось более 200 человек, из них с пневмонией - 40. А 27 января аппарат омбудсмена распространил сведения о том, что за первый месяц 2014 года в воронежском госпитале побывало около 700 военнослужащих из Острогожска, то есть почти треть личного состава, и сотне из них был поставлен диагноз "пневмония".
Известно также, что за минувшую неделю 53 пациентов воронежского военного госпиталя, поступивших из Острогожска, перевезли в госпиталь в Курск. В гарнизонной прокуратуре данный факт не прокомментировали, сославшись на то, что ведут мониторинг в пределах воронежского региона. Одна из матерей в беседе с "РГ" уточнила, что среди этих ребят нет больных пневмонией, их лечат от бронхита, ангины и ОРВИ.
- По какой причине был организован переезд, им, конечно, не сказали, но я даже довольна, что наших детей изолировали от тех, у кого более тяжелая инфекция, - отметила женщина. - Пыталась передать своему сыну лекарство - отобрали, заверили, что все необходимое для лечения есть. Правда, на вопрос, какие именно препараты им дают, что колют, врачи не отвечали. Сын говорил, его знакомого из госпиталя выписали через три дня - вернули в "учебку", а потом опять в госпиталь положили, потому что температура не спадала… Да, сейчас им дают таблетки, перед проверкой наверняка все в образцовый порядок привели. Но как не заболеть, когда ребята надевают эту форму синтетическую, бегут строиться и ждут опоздавших, которые ботинки долго надевают с непривычки. Естественно, в помещении все успевают вспотеть, а потом - полчаса на плацу, рано утром сами понимаете, какой мороз. Снизу поддувает - вот и простудились.
Побывав в острогожской "учебке", омбудсмен Татьяна Зражевская отметила, что бытовые условия там благополучные: в казармах +21, налажена вентиляция, солдатам выдают иммуномодуляторы и витаминное питье, в лазарете достаточно медикаментов, однако в не хватает штатных врачей. С последним замечанием военный прокурор Виталий Калганов не согласился:
- Да, раньше там был целый военный госпиталь, а потом его сократили. Но в связи с ростом заболеваемости там привлекли к работе и врачей из воронежского военного госпиталя, и из Санкт-Петербургской военно-медицинской академии, и из территориальных гражданских лечебных учреждений. Нельзя сказать, что именно в Острогожске какие-то особенные проблемы - в прошлом году вот не было таких морозов, не было и вспышек ОРВИ и пневмонии. Так или иначе, мы продолжаем проверку, по итогам которой будут переданы материалы в военно-следственные органы и принято решение по конкретным должностным лицам.
Как уже сообщала "РГ", по представлению Главной военной прокуратуры было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 236 УК РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее смерть человека). А в военно-следственном отделе по Подольскому гарнизону, где умер в госпитале рядовой из острогожской "учебки", - уголовное дело по части 2 статьи 293 УК РФ (халатность, повлекшая по неосторожности смерть человека).
В острогожском учебном центре сейчас карантин. Но официальных уведомлений о том, пустят ли родных и близких солдат на приведение к присяге 9 февраля, не было. Те, кому предстоит ехать издалека, купили билеты, забронировали места в гостиницах и на квартирах. Неизвестность людей дополнительно нервирует.
Справка "РГ"
Предыдущий случай массового заболевания солдат пневмонией в Острогожске (тогда учебный центр еще был в/ч 20115) произошел в 2011 году. С июля по октябрь большое количество военнослужащих было госпитализировано с диагнозом ОРВИ, более 40 человек - с пневмонией, двое призывников в итоге скончались. Комплексная проверка показала, что в казармах и сушилках было холодно, не везде была горячая вода. В медпункте недоставало медикаментов. Официально это объяснили халатностью ответственных лиц при должном финансировании. Неофициально - отсутствием финансирования при должной ответственности начмеда, который покупал лекарства за свой счет (в декабре 2013 года этот всеми уважаемый молодой врач покончил с собой, ведется доследственная проверка). Было возбуждено уголовное дело по статьям 236 и 293 УК РФ, командира части отстранили от должности. Затем дело за истечением срока давности было прекращено.