1. Стать актрисой
Это желание поразило ее внезапно - однажды, на выходе из школы, прямо посреди улицы Ирина вдруг решила, что не хочет быть учительницей, как к этому ее готовили родители, а актрисой, только актрисой. Поступить с первого раза никуда не удалось, и на следующий год к делу подключилась мать, с которой на вечернюю физкультуру ходила кассирша театра им. Вахтангова. Кассирша поговорила с педагогом "Щуки" о том, что он послушает, как Ира читает, и либо ее возьмет, либо в грубой форме отрежет. "Я пришла, почитала монолог, - вспоминает Муравьева, - и он в грубой форме мне все отрезал". Лишь на третий год ее взяли слушателем в драмстудию при Центральном детском театре.
Но, даже окончив ее и будучи принятой в труппу ЦДТ, Ирина считала себя уродливее всех на свете и внутренне поражалась своей наглости с такими данными лезть в актрисы. Когда после спектаклей актеры выходили на поклоны, она кланялась и шепотом говорила: "Дети, когда вы вырастете, не забудьте меня, пожалуйста".
2. Не превратиться в старичка
В ТЮЗе Ирина переиграла практически все мужские роли репертуара, о серьезных психологических ролях молодым актерам театра оставалось только мечтать.
В театре в это время работала знаменитая актриса-травести, игравшая мальчиков. Все понимали, что ей много лет, но она и не думала менять амплуа. Тогда на стенку повесили рецензию ребенка, в которой было написано: "Большое спасибо, Центральный детский театр! Мне очень понравился ваш спектакль "Сын полка". Особенно маленький старичок, который играл маленького мальчика". Актриса это прочла и стала играть бабушек. А Муравьева, чтобы с ней такого же не произошло, перешла в театр им. Моссовета.
3. Сыграть в хорошем кино
При этом актриса утверждает, что никогда в жизни не боролась за роли, а те сами всегда находили ее и часто вопреки ее желанию. Так, она поначалу отказала Геральду Бежанову, режиссеру комедии "Самая обаятельная и привлекательная", сценарий которой показался ей "историей о жизни букашек".
Чтобы уговорить Муравьеву, Бежанову пришлось ходить на все ее спектакли, подолгу сторожить актрису перед театром, преподносить ей цветы, стоять, вымаливая согласие, на коленях и т. д. И после окончания съемок Муравьева очень стеснялась своей работы в картине и покрывалась пятнами, едва кто-то рядом произносил название фильма.
"Несоответствующей ее внутреннему миру" актриса посчитала и роль Людмилы в "Москва слезам не верит", героиня c ее принципами о том, что жизнь - это большая лотерея, показалась ей олицетворением хамства, наглости, бесцеремонности. Увидев себя на экране, она даже расплакалась, настолько ей не понравился сыгранный персонаж, а на премьере в Доме кино боялась даже взглянуть в зрительный зал. По словам актрисы, никто в съемочной группе не верил, что фильм будет иметь такой успех и даже получит "Оскара" как лучший иностранный фильм.
Когда же это случилось, в адрес группы пришла анекдотическая поздравительная телеграмма: "Москва в слезах. Не верят".
4. Создать крепкую семью
Ирина Вадимовна говорит, что девушкам не надо активно набиваться замуж, а, наоборот, мужчину нужно как следует испытать - кто он и что из себя представляет.
Со своим мужем она познакомилась, еще работая в Центральном детском театре. В 1970 году в ТЮЗ пришел новый режиссер - Леонид Эйдлин. Никто не заметил, как закрутился их роман, и лишь спустя несколько спектаклей все вдруг задним числом узнали, что Ирина и Леонид поженились.
Что касается испытаний, то жизнь испытывала молодых по-настоящему: поначалу семья жила очень тяжело, иной раз даже приходилось для поездок по Москве выбирать между трамваем и метро: метро стоило пять копеек, а трамвай - четыре. Сейчас, по словам Муравьевой, у актеров есть возможность много работать и зарабатывать, и потому на серебряную свадьбу она решила попросить у мужа в подарок машину. За рулем маленького Fiat-Punto она чувствует себя сегодня хорошо, как нигде больше, "это единственное место, где я абсолютно одна".
А что касается рецепта женского счастья от Ирины Муравьевой, то оно "в кротости, в смирении, в послушании. Если удастся - замуж выйти сразу".
5. Выстроить свой дом
Квартира Ирины Муравьевой ее настоящая крепость, и она по-настоящему следит за ней. Обычно к праздникам кто-то помогает хозяйке приводить дом в порядок - мыть окна, еще что-то по мелочам, но потом Ирина Вадимовна все равно ходит сама с тряпкой по всем углам. Не потому, что не доверяет или такая уж, как она сама говорит, чистоплюйка, просто все в доме должно блестеть и к этому обязательно должна прикоснуться ее рука.
Ее нынешнюю кухню Муравьевой подарил телепроект "Квартирный вопрос", и она получилась просторной, с зонами для готовки и застолья, с печкой-камином, украшенной изразцами "под Гжель".
Есть в квартире и еще одна изюминка - "балкон-кабинет" в гостиной, нависающий над старинным черным роялем. Деревянные ступени круто убегают вверх, к небольшой площадке, где стоят дубовый книжный шкаф, стол и мягкое кресло с резными подлокотниками. "Мы там уединяемся, все по очереди. А еще я иногда люблю "петь" там серенады, облокотившись на перила: ставлю пластинку, поднимаюсь наверх и, открывая рот, изображаю, что пою".
...звездной болезни
Это полная глупость! Чтобы ею не заболеть, нужно просто задать себе высокую профессиональную планку. Такую высокую, чтобы ее достигнуть можно было не одним махом, а только за долгие годы. И овладевать профессией всю жизнь. Я помню великих, с которыми имела счастье играть на одной сцене в 1960-е, мне есть с чем сравнивать! Ни один из них не позволял ходить за собой толпами и носить себя на руках! Они не допускали такого, как у нас сейчас, сумасшедшего поклонения, притом что их абсолютно все знали в лицо!
...современном театре
Я сейчас не могу досмотреть до конца ни один спектакль. Вижу всю неправду. Пятнадцать минут посмотрю - и все. Я делаю ужасные вещи, совершенно недопустимые: встаю и выхожу из зала. Иногда я думаю, что просто очень глупая и потому даже не понимаю, что мне показывают. Я сама играю в спектаклях, которые, по моему мнению, на "браво" не тянут, а люди встают и кричат, я выхожу на поклон. Это потому, что все очень хотят видеть красивое, умное, прекрасное и начинают думать, что малообразованны и боятся сказать громко: "Король-то голый!"
...своих детях
У меня два сына и один внук. Я иногда думаю: сколько же у меня было выносливости, чтобы их вырастить и не умереть. Но это под силу любой матери. Сыновья говорят, что я вижу их рентгеном. Я даже знаю, когда им нужны деньги. Вот приходят: "Мама, привет! Как дела? Я вот просто так зашел". Я сразу все понимаю и прямо спрашиваю: "Тебе деньги нужны?". "Ага", - говорит. "Ну, держи".
...том, как беречь себя
Раньше, когда я была молодой артисткой, мне было тяжело войти в роль. Надо было что-то такое с собой сделать, приложить усилие, а выйти было легко. А сейчас наоборот: после сыгранной роли сердце бьется, не спится, какие-то мысли приходят. Я себя ловлю на мысли, что иногда, играя в спектакле, думаю о каких-то бытовых вещах, о стирке, например. Это не потому, что я халтурю, возможно, просто в организме идут какие-то защитные реакции. Если бы актеры все время думали о том, что они делают на сцене, наверное, Отелло задушил бы Дездемону по-настоящему.