08.02.2014 20:00
    Поделиться

    В Петербурге показали премьеру "Алисы" с Фрейндлих

    Долгожданная премьера спектакля "Алиса" прошла в БДТ
    Спектакль "Алиса" ждали. С тех пор, как в марте прошлого года в Большом драматическом театре имени Товстоногова появился новый худрук, - ждали с любопытством и некоторой настороженностью. У театра свои традиции, свои представления о прекрасном, и неизвестно, как еще сложится работа с Андреем Могучим, за которым тянется шлейф новатора и радикала...

    Ну что ж, теперь можно сказать уверенно: дождались. Могучий взялся за сказки Льюиса Кэрролла и вот - премьера спектакля "Алиса" состоялась на Новой сцене БДТ, в императорском Каменноостровском театре. И ключевое слово здесь как раз: "состоялась". Потому что очевидно, что это шаг к новому этапу в жизни прославленного театра. Шаг очень важный и яркий.

    - Для меня очень важный момент, - признается сам Андрей Могучий. - Первый спектакль в БДТ, который я постарался сделать, как мог. Я счастлив, что мне довелось работать с такими прекрасными артистами - не лукавлю и не кокетничаю, это действительно так. Самоотверженность, трудолюбие и профессионализм, которые я встретил в БДТ, дорогого стоят. Мне было очень важно найти общий язык - и, кажется, мы нашли его.

    Ну да, конечно: кто еще мог, спрашивается, сыграть в этом спектакле девочку Алису, если не народная артистка СССР Алиса Фрейндлих? Как так, каким образом? А вот каким: у Могучего героиня спектакля - уже бабушка, живет она в наши дни, путешествует во времени и пространстве, существует где-то между реальностью и сном.

    Вот она застревает в лифте, слышит вдруг, как детский голос окликает ее по имени. И вот уже Алиса в той самой квартире, где прошло ее детство, а вокруг люди, которые когда-то были рядом, люди из той ее жизни... Из ее сна, из воспоминания о детстве появляются и Шляпник (Валерий Ивченко), и Кролик (Анатолий Петров), и Королева (Ируте Венгалите), и Король (Евгений Чудаков), и Поросенок, который стал человеком (Геннадий Богачев), и Шалтай-Болтай (Андрей Шарков), и Додо (Георгий Штиль), и даже Гусеница (Сергей Лосев).

    В программке происходящее на сцене обозначено как "бег по кругу в двух действиях". Над текстом Кэрролла потрудились и сам режиссер, и петербургский писатель Сергей Носов, и завлит театра Светлана Щагина. К работе над спектаклем привлекли московскую художницу, лауреата премии "Золотая маска" Марию Трегубову с целой бригадой художников. Музыка - молодого петербургского композитора Настасьи Хрущевой.

    После спектакля участники постановки пообщались с журналистами.

    Худрук театра Андрей Могучий расположился за столом между двумя Алисами - Фрейндлих и Комарецкой, 9-летней девочкой, сыгравшей маленькую Алису.

    - Для меня очень важный момент - первый спектакль в БДТ, который я постарался сделать, как мог, - признался Могучий. - Я счастлив, что мне довелось работать с такими прекрасными артистами - не лукавлю и не кокетничаю, это действительно так. Самоотверженность, трудолюбие и профессионализм, которые я встретил в БДТ, дорогого стоят. Мне было очень важно найти общий язык, и кажется, мы нашли его. Путь, по которому мы прошли, был долгий, непростой, но я вспоминаю его, как счастливый. И очень благодарен всем артистам, Алисе Бруновне - персонально, потому что это была моя мечта - работать с этой замечательной актрисой, и она сбылась. Все положили много сил на спектакль. Это наш коллективный труд - текст собирали, сочиняли, коллекционировали вместе.

    Главным драматургом Сергей Носов назвал Андрея Могучего.

    - Что касается текста, это коллективная работа, участвовали в ней все, - рассказал Носов. - Спектакль создан за четыре месяца. Я поражен, это почти чудо, я никогда с таким прежде не встречался (в БДТ в 2007 году режиссер Андрей Максимов поставил спектакль "Берендей" по пьесе Сергея Носова. - "РГ"). В какой-то момент я отошел в тень, потому что стал мешать коллективу. И дальше все развивалось по неведомым для меня законам.

    - Это нелегко, когда всю жизнь идешь по одной дороге, а потом тебе вдруг открывается какой-то новый путь. Но я человек любопытный, любознательный, поэтому, несмотря на все сложности преодоления - себя, в первую очередь, мне было, конечно, интересно, - поделилась Алиса Фрейндлих. - И потом для нас, старушек, ролей-то нет. Почему вы смеетесь? Вот у нас появился новый завлит в театре, посмотрим, найдет ли она что-нибудь для бабушки… Режиссер - человек азартный, абсолютно мальчишеский, и это заражает. Это серьезные обстоятельства, когда работаешь и режиссер доброжелателен. Потому что можно заблудиться или не заблудиться. Все было терпеливо и дружелюбно. Это очень существенный момент в работе. Я люблю режиссеров ласковых.

    На вопрос, какой путь - старый или новый - ей милее, знаменитая актриса ответила:

    - Когда старый путь "поженится" с новым путем, вот это и будет то дитя искомое, которое все мы дружно, как я думаю, хотим. Надо их "поженить".

    На настойчивые вопросы журналистов, ассоциирует ли себя Алиса Бруновна с кэрролловской героиней, актриса заявила, что это было бы хамством с ее стороны, она и в спектакле говорит о том, что является заложницей своего имени, как тысячи других Алис, родившихся и названных так после сказок Кэрролла. "Это не моя биография! Мы сочиняли вместе, дружно, - пояснила актриса. - Здесь есть доля исповедальности. Каждый вспоминал что-то из своей жизни, что было всего лишь топливом, потом авторы оформляли наши откровения, воспоминания в тексты, монологи, диалоги".

    Андрей Могучий, рассказывая о том, каким образом шла работа, подчеркнул:

    - Это не история кого-то одного из нас, а симбиоз коллективного, универсального опыта - актеров, моего, моей мамы… В одном монологе, скажем, могли соединиться три документальных истории, которые были в разные времена с разными людьми.

    Геннадий Богачев заметил, что это его первый опыт за 45 лет жизни в БДТ, и он ему понравился, он согласен так работать, но посоветовал худруку помнить, что есть классика - Шекспир, Чехов, Мольер.

    На что Могучий ответил:

    - Это правда, что у меня есть недоверие к сегодняшней драматургии. Но это не значит, что театр стал кузницей по сочинению пьес. Естественно, в дальнейшем в репертуаре будут готовые пьесы, романы. Следующей моей постановкой будет "Что делать?" по роману Чернышевского.

    Прославленные мастера БДТ высказали свое мнение о настоящем и будущем родного театра.

    - БДТ - в могучих руках. Мне кажется, мы продвинулись вперед на какой-то метр, у нас все получится и дальше, - считает Георгий Штиль.

    - "Алиса" - работа принципиальная и для БДТ, и для Андрея Могучего. Это не было клоном. Мы начинаем новую страницу в своей творческой жизни, - мнение Валерия Ивченко.

    - Работать интересно, все в новинку. Я верю в звезду Могучего. Перспективы у театра сумасшедшие! - заявил Сергей Лосев.

    После ветеранов слово дали молодым актерам, которые, по словам Фрейндлих, "работали потрясающе, истово. Жанр, в основном, несут они, наши ребятишки".

    Сергей Лосев, пришедший в БДТ в 1980 году, при Товстоногове, пошутил, что молодежь в труппе наступает мэтрам на пятки, пытается вытеснить их со сцены.

    - Мы не будем вас вытеснять. Вы хорошие, мы вас очень любим, - заверила Варвара Павлова.

    Сказала несколько слов журналистам и маленькая Алиса Комарецкая:

    - Сначала мне было трудно, а потом я как-то свыклась, и все артисты, которые работают в спектакле, стали мне как одна большая семья.

    "Алиса" - не первая ее работа в БДТ, девочка занята и в спектакле "Время женщин" по роману Елены Чижовой. А еще она снимается в сериалах ("Катерина", "Оплачено любовью"). И, как она призналась корреспонденту "РГ", мечтает стать актрисой (в семье артистов нет). Свою знаменитую тезку Алису Фрейндлих по совету мамы она посмотрела в фильмах "Принцесса на горошине" и "Д`Артаньян и три мушкетера".

    Поделиться