Участники ООО смогут получить свою часть прибыли до уплаты налогов

Минфин совместно с минэкономразвития подготовили проект федерального закона с изменениями в Закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" в части порядка распределения прибыли общества. Документ направлен на совершенствование процедур выплаты части прибыли участникам ООО. Законопроект подготовлен в связи с разработкой аналогичных изменений в Закон "Об акционерных обществах" и необходимостью однородного регулирования сходных правовых отношений.

Участникам обществ с ограниченной ответственностью планируется предоставить право распределять между собой всю прибыль ООО, а не только его чистую прибыль, как это предусмотрено сейчас. Согласно действующей редакции Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" общее собрание участников ООО вправе ежеквартально, раз в полгода или раз в год принимать решение о распределении между участниками только чистой прибыли (п. 1 ст. 28 и пп. 7 п. 2 ст. 33). По мнению разработчиков законопроекта, эти положения лишают участников ООО определенной степени усмотрения при распределении прибыли организации.

Предлагаемые нововведения не затронут интересы кредиторов общества, поскольку они защищены правилами об ограничениях распределения прибыли общества между его участниками. Эти правила запрещают распределять и выплачивать прибыль до полной оплаты всего уставного капитала ООО, если у того имеются признаки банкротства, если стоимость чистых активов общества меньше уставного капитала и резервного фонда, а также в других случаях (ст. 29 закона об ООО).

Возможность распределения всей прибыли между участниками ООО означает, что участники смогут получить свою часть прибыли еще до уплаты налогов и иных обязательных платежей. Если в закон об ООО будут внесены рассматриваемые поправки, то дивиденды, выплачиваемые не за счет чистой прибыли, не будут подпадать под действие положений Налогового кодекса РФ о дивидендах. Действующее налоговое законодательство исходит из того, что дивидендом признается любой доход, полученный участником от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (п. 1 ст. 43 НК РФ), то есть дивидендом является доход от распределения чистой прибыли.

Если соответствующие поправки в закон об ООО будут приняты, то дивиденды, выплачиваемые из всей прибыли организации, не подпадают под действие ст. 43 Налогового кодекса РФ. Более того, такие выплаты участникам общества также не будут подпадать под действие п. 1 ст. 270 НК РФ, и, соответственно, запрет на включение таких "дивидендов" в расходы организации не будет на них распространяться. Вопрос о включении этих "дивидендов" в расходы будет решаться по общим основаниям, предусмотренным ст. 252 НК РФ, то есть исходя из принципа экономической обоснованности затрат.

Если получателем дивидендов, выплачиваемых из всей прибыли организации, будет другая организация, то здесь также возникает множество проблем. Так, согласно п. 3 ст. 275 Налогового кодекса, если иное не предусмотрено кодексом, российская организация, являющаяся источником дохода налогоплательщика в виде дивидендов, признается налоговым агентом. Получается, что организация, которая выплатила "дивиденды" из всей прибыли, уже не может признаваться налоговым агентом, что означает, что российская организация, которая получила такой доход, вынуждена будет самостоятельно исчислить налог на прибыль. Но при этом следует иметь в виду, что налог будет исчисляться по общей ставке налогообложения - 20%, тогда как сейчас налоговая ставка по доходам, полученным в виде дивидендов от отечественных и иностранных организаций российскими организациями, составляет 9%, что может негативно отразиться на развитии предпринимательского климата в целом.

Чтобы избежать таких негативных последствий и распространить действующий налоговый режим на указанные выплаты, необходимо внести соответствующие изменения в ст. 43 НК РФ, уточнив понятие дивидендов для целей налогообложения прибыли. Очевидно, что такие изменения должны быть внесены в подготовленный минфином и минэкономразвития проект во избежание появления правовых коллизий, связанных с несоответствием норм гражданского и налогового законодательства.

Кроме того, в ближайшее время ООО ждут изменения, связанные с упрощением порядка госрегистрации юрлица. Серьезные новации в этом направлении были предусмотрены "дорожной картой" "Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", утвержденной в марте 2013 года. В ней предусмотрена реализация таких мероприятий, как внесение уставного капитала на счет организации после государственной регистрации юрлица (сейчас оплата уставного капитала является предварительной - до момента регистрации); сокращение срока обмена информацией между государственными внебюджетными фондами и регистрирующими органами; возможность использования обществами типовых уставов; отмена требования об обязательном наличии печати; предварительная проверка документов, представляемых при государственной регистрации, и др.

Первоначально предусматривалось, что закрепленные в "дорожной карте" мероприятия будут реализованы к 2018 году. Однако в соответствии с поручением президента этот срок был сокращен до 1 декабря 2015 года. И сейчас рабочая группа АСИ совместно с ФНС России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатывает новую редакцию "дорожной карты". Члены рабочей группы АСИ считают необходимым включить в документ новый пункт - введение обязательного досудебного обжалования решения регистрирующего органа об отказе в госрегистрации, а также действий (бездействия) регистрирующего органа. Кроме того, принято решение об изменении срока оплаты уставного капитала юридического лица с 2 месяцев, предусмотренных в первичной редакции, до 4 месяцев. Хочется надеяться, что сокращение сроков реализации "дорожной карты" не скажется на качестве нормативных правовых актов, разрабатываемых в рамках упрощения регистрационных процедур.