24.02.2014 23:20
    Поделиться

    Власти Азербайджана упростили оказание госуслуг и ведение бизнеса

    Интенсивное внедрение информационных технологий во все сферы государственной и общественной жизни позволяет Азербайджану последовательно расширять технический арсенал системы электронного правительства. В этом плане весьма важным инструментом, дающим возможность в полной мере использовать потенциал единого электронного портала, стала созданная в сентябре 2011 года инфраструктура электронной подписи: сформирована вертикальная иерархия центров сертификационных услуг.

    В частности, один, обслуживающий сотрудников госорганов, другой выдает сертификаты населению и предпринимателям. Создание механизма - Национальной инфраструктуры открытых ключей - велось свыше двух с половиной лет и завершилось в мае 2011 года, когда общественности была представлена e-signature - программно-техническая база, обеспечивающая выдачу электронной подписи. Сам процесс выдачи электронной подписи стартовал в сентябре того же года, и с тех пор процедура получения ключей для физических и юридических лиц еще более упростилась.

    Для оказания этих услуг активно задействована сеть главного почтового оператора страны Azerpoct, где организованы регистрационные центры. Порядка 1,2 тысячи почтовых отделений, расположенных во всех концах страны, наиболее подходящая структура для выдачи и доставки карточек электронной подписи получателям. К тому же процесс получения карт электронной подписи автоматизирован. Сегодня каждый желающий, заполнив электронную форму, может отправить ее в сертификационный центр, не теряя дополнительное время на хождение по инстанциям.

    Электронная подпись как инструмент идентификации пользователей, придающий правовую основу электронному документообороту, расширила возможность внедрения самых разнообразных услуг, оказываемых в рамках "электронного правительства". В их числе - предоставление налоговых деклараций, счетов-фактур для уплаты НДС, различных финансовых и статистических отчетов, подача заявлений в комиссии по приему студентов или на государственную службу и т.д. Электронная подпись является также основным средством для подключения к порталу "электронного правительства". Год назад к выдаче электронных подписей подключились операторы мобильной связи: они активизируют е-подпись и выдают пользователям верификационные данные - логины и пароли. Новая система позволяет использовать e-подписи пользователей в мобильных устройствах - смартфонах и планшетах.

    В стране расширяется сеть центров сертификационных услуг. Один из них создан при министерстве налогов, основывающийся на услугах электронной подписи для мобильных устройств. Функционирует также центр, основывающийся на разработке местной IT-компании. Сегодня количество выданных сертификатов электронной подписи перевалило за 50 тысяч, и этот процесс активно развивается во многом благодаря расширению перечня оказываемых электронных услуг. Скоро вообще каждый гражданин страны будет обладателем электронной подписи, так как в удостоверениях личности новой модификации предусмотрена такая возможность.

    Поделиться