Есть некая закономерность в том, что именно Италия, страна традиционно католическая, постоянно собирает на своем главном кинофестивале самые сильные антиклерикальные фильмы: здесь первыми смотрели "Рай: Веру" Ульриха Зайдля и "Сестры Магдалины" Питера Муллана , здесь отвоевали право показать "Филомену". И здесь этим картинам аплодировали долго, горячо и искренне.
"Филомена" идет по следам реального преступления, описанного в книге журналиста из Би-би-си Мартина Сиксмита: ирландский монастырь насильственно разлучил молодую мать Филомену и ее "рожденного во грехе" сына. Богобоязненные монахини выкрали младенца и продали его за тысячу долларов бездетной американской паре, а мать, вырвавшись из монастыря, потом всю жизнь безуспешно пыталась его отыскать. Эта история эхом повторяет трагедию, рассказанную в "Сестрах Магдалины", - о монастыре, где в режиме постоянных унижений, пыток и насилия содержались "падшие", то есть либо уже успевшие согрешить, либо просто "вызывающе красивые" девушки, - своего рода церковном ГУЛАГе. Венеция эту разоблачительную картину не только показала, но и наградила Золотым львом.
И вот теперь в фильме Стивена Фрирза "Филомена" безутешную мать играет Джуди Денч - играет без пафоса и надрыва, но с такой искренностью и психологической глубиной, что забыть картину невозможно. Британец Стивен Фрирз исповедует веру в классические способы кинорассказа: имеет дело только с первоклассной драматургией, где есть что играть первоклассным актерам. Литературная основа фильма великолепна, драматичные коллизии сплавлены с острыми, часто смешными диалогами, в которых интригующе раскрываются характеры. "Падшая" героиня, как выясняется, на свободе прожила достойную жизнь, сохранила наивность ирландской провинциалки и все эти годы безуспешно искала сына: "Я думаю о нем постоянно, каждый день, и мне хочется знать - помнит ли он обо мне".
Все для Филомены круто изменилось, когда ее историей занялся Мартин Сиксмит (его играет Стив Куган): как убежденного атеиста, в этих сломанных судьбах журналиста интересовала зловещая роль слепой, неспособной сомневаться веры и обездушенных церковных нравов. Сиксмит повез Филомену в США, где и нашлись следы ее Энтони. Судьба мальчика в новой семье складывалась более чем благополучно: он получил отличное образование и стал сотрудником президентской администрации Рейгана и Буша. Но блестящую карьеру на взлете оборвала смерть от чумы ХХ века - СПИДа.
При всем трагизме ситуации, фильм по атмосфере получился почти комедийным. Два человека, контрастных по характерам, убеждениям и принадлежащих к очень разным социальным слоям, вместе путешествуют сначала из Лондона в Ирландию, а затем через океан в Соединенные Штаты в поисках не только украденного сына, но и способов лучше понять друг друга. Филомена - женщина крутая, "из глубинки" - не отшлифованная городской цивилизацией, временами эксцентричная, и ее приключения в урбанистическом мире Америке столь же забавны, сколь и трогательны. Джуди Денч и Стив Куган обладают высшим актерским даром быть на экране предельно естественными и при этом - остро выразительными: судьба и личность читаются в каждом взгляде, жесте, реакции Филомены. Джуди Денч и здесь уникальна, хотя такой закоренелой простушкой мы ее еще не видели.
Финальные сцены мало имеют себе равных по психологическому накалу. Спустя много лет героиня приходит в свою бывшую камеру пыток - в монастырь, где начались ее злоключения. И бросает в лицо матери-настоятельнице тяжкий упрек в лицемерии: слова Христа почему-то постоянно расходятся с делами, от имени его творимыми. Но даже преступление, учиненное сестрами-монахинями, не заставит ее поколебаться в вере, и она прощает настоятельнице то, чего не простит атеист Мартин Сиксмит, - он, как мы знаем, еще внесет в этот богословский диспут свою лепту.
За роль Филомены великая британская актриса выдвинута на премию "Оскар", и, на мой взгляд, ни одну из работ ее конкуренток в этой номинации нельзя поставить рядом. В ближайшее воскресенье мы узнаем, насколько американские академики могут быть объективны.