03.03.2014 15:15
    Поделиться

    Воронежские казаки поборолись на ножах и поясах

    Традиционный военно-патриотический праздник - Казачий спас - прошел в последний день Масленицы на Адмиралтейской площади возле Успенского храма, который "отвечает" в епархии за работу с казаками.

    Представители воронежских казачьих обществ и кадетских учебных заведений, военно-патриотических клубов продемонстрировали свое понимание сути казачества. Если набрать "Казачий спас" в интернет-поисковике и почитать, что пишут об этом празднике его поклонники, можно сделать вывод о том, что он носит глубоко языческий смысл. Однако в Воронеже все выглядело вполне нейтрально - на открытие пригласили священника, который окропил нестройный ряд кадетов святой водой, организаторы, согласно церковному обычаю, публично попросили у товарищей прощения перед Великим постом, некоторые гости в лампасах посетили службу в Успенском храме.

    Снаружи звучали бодрые песни - народные и современные "славянские", все желающие бились на ножах и пробовали их метать, в кустах жарили шашлык. Молодые люди, сняв кадетские шинели, выявляли сильнейшего в чемпионате области по борьбе на поясах.

    Особый колорит добавляли мужчины, периодически стрелявшие из почерневших от пороха пищалей.

    - Мы в большинстве своем люди гражданские и не позиционируем себя как казаки. Занимаемся реконструкцией нескольких временных эпох - в том числе восстановлением облика и частично вооружения воронежских городовых стрельцов XVII столетия. Поскольку казаки подчеркивают, что их традиции уходят в глубь веков, мы здесь как бы олицетворяем эту связь, ведь именно реконструкцией казачества в Воронеже почти никто не занимается, - пояснил руководитель клуба "Летопись" Олег Белов.

    Используя ветерана "Летописи" как манекен, он рассказал, как выглядели и жили городовые стрельцы в 1670-е годы. В отличие от московских "коллег", они почти не получали денег на обмундирование и снаряжение, обходились своими силами. Основным оружием стрельца был мушкет - пищаль.

    - Наиболее распространенным в региональных городовых полках был мушкет с кремневым "русским" замком. Он без особых изменений просуществовал с 1650-х до середины XIX века. На перезарядку нужно было довольно много времени - хорошим показателем считалось два выстрела в минуту. Поэтому для самообороны в рукопашной носили сабли, шпаги - вплоть до топоров и дубин, - отметил Белов. - Для ведения огня использовалась перевязь - у нас ее называли русской берендейкой, а в Европе - банделером. Это набор разовых зарядов с порохом: его засыпали сразу в ствол, а деревянную гильзу оставляли открытой, чтобы наощупь отличать от неотстрелянных "патронов". Также стрелец носил на себе пороховницу с более мелким натрусочным порохом - его толкли, чтобы воспламенялся от удара кремня. В сумке лежали пыжи и пули. Как правило, несколько пуль стрелец для экономии времени держал во рту и сплевывал в ствол. Зубы от контакта со свинцом, конечно, сильно портились. На поясе крепился хозяйственный нож, кресало, мерная чашка для насыпания пороха и прообраз отвертки для сборки-разборки замка.

    Московских стрельцов мы привыкли представлять в красных кафтанах с бердышами - благодаря фильму "Иван Васильевич меняет профессию". На деле форма была самых разных цветов - в провинции это не регламентировалось, так как вместо денег служивые получали льготы и права (на беспошлинную торговлю, землепашество) и одевались кто во что горазд. В мирное время стрельцов привлекали к наведению дорог, сопровождению посольств и царских грузов, пахоте царской десятины, постовой службе. За таким количеством забот думать о своем внешнем виде было некогда.

    - Кафтанов той эпохи не сохранилось, и крой приходится восстанавливать по рисункам - причем в основном иностранных путешественников, которые, не исключено, отражают во многом не реальный вид, а европейские изобразительные каноны, - добавил Олег Белов.

    Столетия спустя преемники нерегулярных стрелецких полков - казачьи формирования - имеют гораздо больше времени на поддержание красивой формы. Может, оно и к лучшему. Но, как показал праздник, о боеготовности казаки тоже не забывают.

    Поделиться