Дмитрий Бобров, директор направления "финансовые коммуникации" агентства Citigate Dewe Rogerson Moscow
Несмотря на обеспокоенность инвесторов по поводу коррупции и странового риска, респонденты отмечают, что российские компании, несомненно, могут привлечь больше капитала от инвесторов, вкладывающихся в развивающиеся рынки. Главное - улучшить корпоративное управление и повысить собственную прозрачность до уровня компаний развитых рынков. Такие изменения позволят российским эмитентам выгодно дифференцировать себя от конкурентов за капитал в виде компаний из других стран БРИКС.
Отношение к будущему российского фондового рынка на ближайшие три года у опрошенных в ходе исследования разнится: 43% придерживаются негативного прогноза, 30% - позитивного, 22% - нейтрального (и 5% не ответили на этот вопрос). В качестве негативных факторов упоминаются страновой риск, зависимость от цен на нефть, несовершенные практики корпоративного управления. Позитивно настроенные респонденты утверждают, что именно эти факторы привели к существенному дисконту в цене российских акций, что сделало их покупку экономически привлекательным решением - в надежде на будущий рост.
Интересно, что в числе оптимистов по отношению к российскому фондовому рынку преобладают европейские инвесторы. Они утверждают, что ситуация с российскими компаниями просто "неправильно истолкована", а также ожидают "позитивных фундаментальных изменений". Соответственно авторы исследования советуют российским компаниям идти за капиталом именно в Европу либо увеличить время на общение с американскими инвесторами, более тщательно и подробно объяснять им местную ситуацию.
Первые пять факторов, мешающих вложениям в Россию, по мнению опрошенных, выглядят следующим образом: корпоративное управление (89%), коррупция (89%), политические риски (83%), уровень прозрачности (66%) и практика бухгалтерского учета (53%). Три из упомянутых пяти факторов находятся в сфере контроля самих компаний, существенные изменения в этих вопросах помогут поднять уверенность инвесторов по отношению к российским компаниям, и в итоге привлечь больше инвестиций.
Наиболее близкими конкурентами России на мировом рынке капитала называются Китай (30%) и Бразилия (28%). При этом практически все респонденты говорят, что Россия сильно отличается от других стран БРИКС: другие страны - это "именно развивающиеся истории", а Россия характеризуется неблагоприятной демографией, и ее благополучие базируется на экспорте сырьевых ресурсов. В исследовании не задавались специальные вопросы относительно других стран БРИКС, но в целом ряде других опросов, которые я видел, инвесторы восторженно отзываются о бразильском опыте повышения качества корпоративного управления. Складывается впечатление, что кроме объективных изменений, бразильские компании, местная биржа и весь бразильский фондовый рынок проделали крайне хорошую коммуникационную работу. Возможно, российским компаниям также стоит объединить свои усилия и провести разъяснительную рекламную кампанию нашего рынка.
Возвращаясь к упомянутому исследованию международного банка, инвесторы крайне положительно настроены к компаниям из потребительской отрасли, включая ритейл - всем очень нравится успех "Магнита", технологический сектор - особенно IT и "хай-тек" (что подтверждает успешное IPO ТКС-Банка, которое проходило уже после проведения опроса и во время которого ТКС-Банк позиционировался скорее как IT-компания), а также к отрасли здравоохранения. При этом отношение к компаниям из классических ресурсных отраслей у инвесторов смешанное.
В целом опрошенные инвесторы выставили российским компаниям 2,5 балла за деятельность по связям с инвесторами в 2013 году. Респондентам предлагали оценить эту сферу по шкале от 0 до 5 баллов. В прошлогоднем исследовании оценка была 2,4 балла, таким образом, изменение укладывается в пределы статистической погрешности. Особо инвесторы отметили российские компании за "содержание инвестиционных презентаций" и "качество встреч один на один". Респонденты назвали следующие компании как лучшие в IR-деятельности: "Магнит", "Яндекс", "ЛУКОЙЛ", "НОВАТЭК", "М.Видео", "Газпром", Сбербанк, Polymetal, "Уралкалий", MD Medical Group, МТС, "Норильский никель" и Eurasia Drilling Company.
Также был задан вопрос относительно желаемого количества встреч с руководством российских компаний - респонденты проголосовали за одну-две встречи в год, но тут надо отдавать себе отчет в том, что, судя по ответам на другие вопросы, российским компаниям все же надо усилить образовательную работу среди международных инвесторов. При этом "две встречи в год с фондом" со стороны компании выливаются в намного более напряженную работу, ибо фондов много, а следовательно, менеджменту компании надо выезжать на общение с инвесторами намного чаще, чем два раза в году.
В качестве заключения - несколько рекомендаций, которые сами инвесторы дали российским компаниям, желающим привлечь капитал. В основном советы касаются повышения качества корпоративного управления и учета интересов миноритарных инвесторов: "будьте открыты и взвешенно сочетайте интересы контролирующих акционеров, менеджмента и миноритарных акционеров", "стремитесь к высшим стандартам корпоративного управления", "поддерживайте стабильный рост дивидендов, демонстрируйте финансовую дисциплину".