Поводом для резких заявлений Госдепа стала очередная попытка вывезти нефть из неподконтрольных центральным властям портов на востоке Ливии, где после свержения режима Муаммара Каддафи не прекращается вооруженная борьба за раздел углеводородного "пирога".
"США глубоко обеспокоены сообщениями о том, что танкер Morning Glory встал на погрузку незаконно полученной нефти в ливийском порту Эс-Сидр. Эти действия противоречат закону и представляют собой воровство у ливийского народа", - заявила официальный представитель Госдепартамента Дженнифер Псаки.
Впрочем, как следовало из ее слов, Вашингтон обеспокоен отнюдь не только убытками, нанесенными ливийской казне. "Эта нефть принадлежит Ливийской национальной нефтяной компании и ее партнерам, в том числе американским концернам", говорится в заявлении.
За любые сделки "без разрешения этих структур" Госдеп пригрозил привлечением к гражданской ответственности, штрафами и другими возможными санкциями.
Напомним, на минувших выходных у нефтеналивного терминала в Эс-Сидре пришвартовался танкер под флагом КНДР. Ополченцы Восточной Ливии, контролирующие важнейшие нефтяные объекты страны, объявили, что начинают экспорт углеводородов в обход центральных властей.
"Мы начали экспортировать нефть. Это наш первый отправленный груз", - сообщил представитель повстанцев, которые добиваются автономии для восточных регионов и, соответственно, большей доли прибылей от нефтяного экспорта. По данным Reuters, в Morning Glory уже загружена нефть на сумму 36 миллионов долларов. Западные наблюдатели уверяют, что судно, вставшее на якорь в средиземноморских водах, вряд ли может принадлежать Северной Корее.
Премьер-министр Ливии Али Зейдан уже заявил о готовности утопить судно, заблокированное в порту, при помощи авиации, если его экипаж "не выполнит приказы при попытке покинуть борт". По его словам, попытка командования танкера загрузить и вывезти партию ливийской нефти является преступлением.
Племенные командиры в ответ дали понять, что расценят атаку на Morning Glory как объявление войны. На момент подписания этого номера в печать судьба танкера была не ясна.