В России сегодня в городах живет больше 70 процентов жителей, и каждый год таких людей становится все больше. Эксперты отмечают, что в развитых странах тенденция обратная: люди стремятся покинуть крупные города ради пригородов, чтобы избежать преступности, больших скоплений народа, загрязнения окружающей среды и других проблем, неизбежно сопутствующих урбанизации. В развивающихся же странах поток людей в большие города не иссякает, так как только там есть возможности для роста и развития. Города вынуждены справляться со все возрастающей нагрузкой, в том числе на инфраструктуру, генерацию энергии, а также создавать новые рабочие места и строить социальные и коммунальные объекты, прокладывать дороги и т.д. В качестве системного подхода для решения таких задач все больше стран, и в том числе Россия, выбирают концепцию "умного города".
- В ее полноценной реализации важную роль играют информационные технологии. В частности, одним из основных элементов концепции умного города является решение проблемы энергосбережения, - рассказал генеральный директор SAP СНГ Вячеслав Орехов. - В первую очередь это проекты, связанные с оптимизацией энергопотребления, воды и теплоснабжения, учетом их потребления в реальном времени. Потребителям такие решения выгодны: на смену усредненным, часто завышенным нормативам приходит возможность оплачивать реальное потребление или выбирать наиболее выгодные тарифы.
В свою очередь, поставщики таких услуг могут гибко регулировать нагрузку на генерирующие и распределительные сети, что снижает риски аварий, финансовые затраты на ремонты и потери ценных ресурсов. В основе этого подхода лежат "умные счетчики" (Smart Meters), устанавливаемые непосредственно у потребителей, и "умная сеть" (Smart Grid).
- "Умная сеть" использует данные, поступающие в реальном времени от "умных счетчиков", и перераспределяет имеющиеся мощности с учетом текущего потребления и известных прогнозов по будущему потреблению (суточному, ежемесячному, годовому)", - отметил Орехов.
Проекты по повышению качества энергоснабжения с элементами систем "умного города" уже реализуются в Нижнем Новгороде и Москве. Однако составные концепции могут быть полезны не только в инфраструктурных проектах, но и во многих других отраслях. Например, в ретейле, где технологические решения могут помочь повысить лояльность покупателей. В частности, с помощью смартфона можно заказывать продукты и товары, пользоваться "виртуальной примерочной" и т.д.
Практически неограниченные возможности ретейлерам предоставляют технологии Big data - они позволяют мгновенно обрабатывать огромные массивы структурированной информации (в частности, анкеты покупателей и постоянных клиентов, данные о складских запасах, прогнозы аналитиков и т.д.). Кроме того, работать можно и с неструктурированной информацией, например, анализировать активность в социальных сетях или данные с камер видеонаблюдения. Работает это довольно просто: камера видеонаблюдения снимает клиента на входе в магазин и может установить, что это постоянный покупатель с высоким уровнем лояльности. Информация о прошлых покупках поможет консультанту предложить клиенту подходящий товар, едва он переступит порог магазина. Главное, не спугнуть его своим напором.
Впрочем, как считают эксперты, для многих российских мегаполисов концепция "умный город" пока остается только внешней. Скорее, это придуманная где-то красивая картинка, мечта, считает директор по региональному развитию "Архполис" Святослав Мурунов:
- Попытка внедрить эту концепцию сверху в любом городе приводит к декоративным изменениям (светофоры с солнечными панелями, датчики в новых домах по ЖКХ, множество конференций и красивых отчетов), но не приводит к реальному "поумнению" города.
По мнению эксперта, оно заключается в создании не столько физических элементов среды, сколько в изменении и включении в процесс управления и развития города всех субъектов (бизнес, горожане, эксперты). Святослав Мурунов считает, что нашим городам надо дорасти до такой сложности и осмысленности, чтобы "умным городом" быть по факту, а не по имиджевому позиционированию:
- Для этого нужна коллаборация бизнеса, власти, горожан через сообщества, и это самая первая задача - сначала попытаться пересобрать город методом социального проектирования, включить или создать недостающие элементы городского управления, передать компетенции комплексного развития представителям бизнеса, власти, сообществам. Выработать совместные принципы развития. Это будет умно.
По мнению руководителя CityBranding Василия Дубейковского, с точки зрения позиционирования города концепция не актуальна как для России, так и в целом для городов в мире. Многие мегаполисы называют себя умными или стремятся таковыми стать, что никак не отличает их друг от друга, отметил Дубейковский:
- На мой взгляд, умный город - это новое качество любого современного города. И им рано или поздно с разным успехом, но обзаведутся все города, как когда-то было с асфальтом. При этом инициатива может исходить от кого угодно, главное, чтобы в итоге в систему умного города были включены все: и власть, и бизнес, и жители, и гости.
- Мне кажется, что говорить следует не об актуальности концепции (она актуальна хотя бы потому, что уже сформулирована), а о своевременности и важности ее реализации, - считает представитель корпорации Intel в России Михаил Рыбаков. - Пора создавать "умные города" в России или нет? Я сторонник положительного ответа на этот вопрос. Да, безусловно, на первый взгляд у нас есть задачи поважнее: здравоохранение, образование, социальная защита, жилищно-коммунальное хозяйство, местное самоуправление и развитие "гражданского общества" и многое другое. Но, не инициировав сегодня развитие "умных городов" в России, мы переведем эту тему в разряд второ- или третьестепенных и опять останемся в незавидном положении догоняющих. Кроме того, "умный город" может помочь решить многие задачи в перечисленных сферах, а также в энергетике, на транспорте и т.д.
Конечно, городское развитие проигрывает задачам по тушению лесных пожаров. Но если не думать о том, как стать умным сегодня, вряд ли это получится сделать завтра.