По сравнению со всем известной оперой "Травиата" Верди балет "Дама с камелиями" на музыку Шопена похож на шкатулку.
Вместо линейного повествования XIX века, идущего прямой дорожкой от завязки к кульминации и трагическому концу, здесь отступления, воспоминания, читка дневников умершей куртизанки и даже обращение балета к балету - все любимые XX веком способы обращения с первоисточником. Но сюжет в общих чертах схож: дама парижского полусвета, полюбив пылкого обожателя, пытается изменить свою жизнь.
Вместе с любимым она бежит от столичных соблазнов в сельскую глушь, для обеспечения которой втайне от него распродает имущество.
Но убежать от света ей не удастся: отец любимого призывает ее, известную куртизанку, "отпустить мальчика", не портя ему будущее, а его семье репутацию, и меченая миром женщина подчиняется его здравому смыслу. Дальше все заканчивается крахом: вернувшуюся к бешеной светской жизни куртизанку оскорбляет любимый, одолевает туберкулез и она умирает в одиночестве, всеми брошенная и забытая. Морализаторский финал с раскаявшимся любовником добавляет картине горькой сентиментальности.
Известный своими интеллектуальными привычками хореограф Джон Ноймайер счел, что современному зрителю - как поклоннику оперы "Травиата", так и любителю мыльных сериалов - пересказ сюжета при любом качестве танца будет скучен. Потому его герой-любовник становится рефлектирующей фигурой.
Действие балета начинается с аукциона, устроенного в квартире умершей куртизанки, и развивается как ряд воспоминаний разных людей - любимого Армана, его отца месье Дюваля и самой умершей Маргариты Готье. Строго говоря, именно так начинается и роман Александра Дюма-младшего, вдохновивший и оперу, и многочисленные киноверсии.
Но в руках Ноймайера этот классический зачин отчетливо пахнет постмодернизмом.
Он не только нанизывает на него воспоминания разных героев. Ноймайер все здание балета возводит на музыке Фредерика Шопена, вообще-то современника прототипов "Дамы с камелиями".
Крайне любопытно сопоставлять либретто с пометками Ноймайера: "вид летней соломенной шляпки Маргариты побуждает Армана продолжать рассказ... В окружении кутящих друзей и пылких поклонников Маргарита ведет бурную светскую жизнь и в деревне.
Вальс N 1 из "Трех блестящих вальсов", 1831 г., Три экосеза из ноктюрна, 1826 г. Так ненавязчиво балет раскрывается для самых разных зрителей. Для кого-то он выглядит красивой, как открыточный Шопен, мелодрамой из светской жизни Парижа первой половины XIX века. А для других - тонкой игрой со временем и смыслами, среди которых и мотив любви самого Шопена к Жорж Санд, и свойства самого хрупкого из чувств.