20.03.2014 16:32
Поделиться

Рудник: Культура не знает и не приемлет границ

Удивительный театр в Ялте открыли 28 июля 1896 года спектаклем по пьесе Островского "Без вины виноватые". Роль Незнамова исполнял крупнейший русский трагик, артист Александрийского театра, Мамонт Дальский. Ялтинский театр быстро стал крупнейшей провинциальной сценой России. Здесь любили выступать как актеры малороссийских трупп, так и столичные актеры и оперные певцы.

Здесь играли замечательные артисты - братья Адельгейм, здесь читали свои произведения Гарин-Михайловский и Станюкович. На этой сцене блистали выдающиеся украинские актеры Мария Заньковецкая, Иван Карпенко-Карый, чье имя носит Театральный институт в Киеве, Марк Кропивницкий, Панас Саксаганский...

В разгар бархатного сезона 1898 года на сцене у Новикова пел тогда еще совсем молодой Федор Шаляпин. Аккомпанировал ему друг и будущий гений музыкальной культуры - пианист Сергей Рахманинов, а в зрительном зале театра сидел Антон Чехов. Кстати, именно после этого триумфального концерта началась их головокружительная карьера.

В 1898 году в Московском Художественном театре поставили чеховскую "Чайку", потом - одну за другой - еще две чеховские пьесы. 14 апреля 1900 года Художественный театр по просьбе больного автора приехал в Крым. Восемь дней всех буквально штормило. 22 апреля, накануне прощального спектакля, артисты театра устроили литературный вечер в пользу нуждающихся больных. Среди актеров были Книппер-Чехова, Мейерхольд, Качалов, Вишневский, Москвин… За эти дни МХТ сыграл в Ялте "Чайку" и "Дядю Ваню" Чехова, а также "Гедду Габлер" Ибсена и "Одиноких" Гауптмана.

Это было огромное событие не только для театра, но и для Ялты, для Крыма. Это была и первая гастрольная поездка в истории МХТ. А спустя пять месяцев случилась трагедия - Ялта лишилась своего нового, ставшего уже любимым, театра. В ночь с 10 на 11 сентября 1900 года Пётр Надворников, рабочий в труппе Новикова, "пришел пьяный и лёг спать в комнате для рабочих в здании театра, не погасив рядом с собой свечу". Пожар уничтожил все. И все же спустя 10 лет у Ялты вновь появляется свое театральное здание. И вновь оно становится центром притяжения всего лучшего в русской и украинской культуре.

Но с тех пор, и даже с того дня, как в 1944 году театру в Ялте присвоили имя Чехова, утекло много черноморской воды. При распаде Советского Союза театр, чья история связана не только с великим русским драматургом, но и с другими выдающимися деятелями русского и украинского искусства, стал заложником и символом взаимной любви и распри двух народов и стран.


Фото: Владимир Ковалевский
Из первых уст

О том, что с ним теперь, мы говорим с директором театра им. Чехова в Ялте Николаем Рудником.

Николай Семенович, как вы и коллектив театра встретили смену юрисдикции Крыма? Какие чувства, мысли, надежды?

Николай Рудник: Встретили с воодушевлением и надеждой. С верой в лучшее. Воспряли духом. При этом мы будем заниматься тем, чем занимались все последние годы. Нам ничего не нужно адаптировать, ничего не нужно менять - просто служба русскому театральному искусству продолжится. Мы как были театральным, культурным, языковым форпостом России в Крыму, на черноморском побережье, так им и останемся.

В последние годы вы били во все колокола, высказывали опасение, что Россия может потерять этот форпост. В письме Владимиру Путину вы прямо писали, что если финансирование театра со стороны России прекратится, он или закроется, или отойдет под управление украинских властей. Проблемы разрешились, сейчас театр функционирует полноценно?

Николай Рудник: Вы можете посмотреть нашу афишу, она полна событий, все репертуарные планы выполняются. Даже референдум в Крыму практически их не нарушил, был отменен только один спектакль по сугубо техническим причинам. Но в 90-е годы, после того, как Украина получила независимость, вдруг выяснилось, что властям театр содержать не на что. На здание было больно смотреть - это были руины с провалившимся потолком, пустыми окнами и захламленным зрительным залом, по которому гулял морской ветер. Только благодаря российским бизнесменам 10 лет назад была проведена грандиозная реконструкция - теперь наш театр уютен, технологичен, комфортабелен, он мог бы украсить собой не только Ялту, а любой город мира.

Сейчас вас поддерживает Внешэкономбанк. Эта поддержка достаточна?

Николай Рудник: Финансовый кризис коснулся всех. И банкиров тоже, мы это хорошо понимаем. С осени прошлого года коллектив работает при урезанном штатном расписании и на 50-процентой оплате. При стопроцентной оплате средняя получка была эквивалентна 200 долларам, теперь она равна примерно 100 долларам. Наверное, в России трудно представить, что на такие деньги можно жить. Но мы живем, служим театру, терпим все материальные невзгоды. При этом подчеркну: наша признательность ВЭБу огромна, если бы не его плечо, нам было бы гораздо хуже, ибо тех денег, которые мы зарабатываем сами, а мы их стараемся заработать изо всех сил, недостаточно.

Сохранится ли в этом году театральный чеховский фестиваль, который традиционно проходит в сентябре? Вы уже отобрали участников, разослали приглашения? Какие коллективы ожидаются? Будут ли представлены Украина и Россия?

Николай Рудник: Конечно, сохранится, он пройдет в седьмой раз, это наша гордость и бренд ялтинского бархатного сезона. В предыдущие годы в фестивале уже приняли участи театральные коллективы более чем из 20 стран. Пока приглашения не разосланы, рано, мы традиционной делаем это в мае. Но поверьте, их обязательно получат и украинские, и тем более российские коллективы. Я уверен, что приглашенные откликнутся - культура не знает и не приемлет границ.

- Наверное, самый очевидный плюс, который вы получите сейчас - это бюджетное финансирование…

Николай Рудник: Мне кажется, было бы неправильно разрывать те отношения, которые сложились с Внешэкономбанком. Сегодня театр Чехова в Ялте - это выставочный зал российского театрального искусства. Раньше он находился на юге Украины, теперь - на юге нашей страны. На мой взгляд, необходимо создать  программу его поддержки и развития. Самый главный плюс заключается в том, что театр получит попутный ветер в паруса, мы будем развиваться не вопреки внешним обстоятельствам, а благодаря им. Мы теперь не за границей, мы дома - вот что важнее всего сейчас. 


Фото: Владимир Ковалевский