Инна, у названия концерта есть подзаголовок - "Песни благородной эстрады". Что вы тут имели в виду?
Инна Разумихина: Это дополнение или скорее пояснение. Ведь я эстрадная певица. А эстрадная песня сегодня, на мой взгляд, слишком "разнообразна",по содержанию ,уровню музыки и текстов, культуре исполнения. Мне захотелось обратить внимание на то, что предлагаемый мною репертуар - песни не в стиле "поп", а в лучших традициях классической эстрады, будь то романс, ретро, песни современных авторов или популярный французский шансон.
Кроме программы "Красота" вы сегодня предлагаете слушателю целый список программ - "Романс сквозь время", цветаевскую "Душа сбылась", "В пылающий адрес войны", есенинскую "Дайте родину мою…" На что больше откликается сегодня зритель?
Инна Разумихина: Все мои программы востребованы, но конечно, лучше других в городах России принимают программу "Это все обо мне", где я исполняю в оригинальных аранжировках и в новом звучании песни прошлых лет из репертуара Изабеллы Юрьевой, Юрия Морфесси, Аллы Баяновой и излюбленный мною французский шансон: Шарля Азнавура, Жака Бреля, Эдит Пиаф, Далиду. На протяжении многих лет я "дотачиваю", достраиваю свои программы, мне всегда хотелось выйти за рамки просто концерта, создать в каждой программе некую историю, с главной темой и сквозным действием. Сейчас мои устремления мне помогает реализовать киноактер, режиссер, автор-исполнитель песен Борис Галкин, мой сценический партнер и настоящий друг.
"Песни о любви и дружбе, о чести и доблести, о красоте отношений на дорогах нашей жизни" - продолжаю цитировать вашу афишу. Понравиться слушателю сегодня труднее, чем в 90-е и 2000-е?
Инна Разумихина: Не знаю точно, но мне кажется, что отдавая дань модным стилям или старым шлягерам понравиться легче. Я перед собой такой цели не ставила никогда, мне всегда хотелось сделать что-то свое даже, если я бралась за уже давно известное. Еще в годы учебы в Гнесинке мне предлагали "модные" и "современные проекты", но ничем толковым это не заканчивалось. Внутренний голос звал в другую песню. В свою, в ту, где моя природа может раскрыться более полно. Видимо, у меня свой путь, своя тропка.
Которая привела вас, например, на диске "Любовники музыки" в начале 2000-х к "Хабанере" в стиле рэп…
Инна Разумихина: Да, и этот опыт был очень полезным. Продюсер проекта создавал дуэт из двух абсолютно несочетающихся голосов, моего - и контратенора Эрика Курмангалиева, записав известнейшие арии в современных трактовках. И наши голоса совершенно неожиданным образом совпали! У Эрика была в "Хабанере" линия любви небесной, у меня - любви земной, да еще в таком темпе! Экспрессия и хулиганство в аранжировке показала характер Кармен, я просто озвучила этот характер, это не было пустым выпендрежем.
Вы в свое время получили приз "за бережное и современное прочтение русского романса". А какое оно, это прочтение, одновременно бережное и современное?
Инна Разумихина: Наверное, бережное прочтение это, когда, трактуя романс, я не выхожу за рамки его стилистики, то есть слушатель понимает, что это именно романс, а не что-то еще. А современное…думаю, мне просто удалось об уже давно известном, сказать по-новому, по- своему, найти новый смысл в романсе, что не всегда случается. Я дорожу этим, потому что тогда вещь, давно известная начинает звучать свежо.
Вам, певице камбуровской школы, всегда мало просто спеть, вы еще и продюсер и режиссер каждой песни, а еще, наверное, изучаете и историю текста, который поете…
Инна Разумихина: Служба в театре Музыки и Поэзии и любовь к творчеству Елены Камбуровой сыграла важную роль в моей жизни. Особенно это касается выбора своего репертуара, выбора тем, понимания своей человеческой позиции в песне. И если это поэтическая песня, то мне важно, конечно, знать, под каким впечатлением, в каких обстоятельствах или событиях жизни написано стихотворение, тогда удается более полно или точно выразить то, что хотел сказать автор, поэт. Один мой наставник однажды сказал, что поющий актер на голову выше просто вокалиста, поэтому, для актерской подачи материала важно копать глубже, чтобы больше прочувствовать самой и больше передать слушателю. Если удается создать точный образ в песне, характер, судьбу, то появляется целостная выразительность, внутренний и внешний образы сливаются вместе. Зритель тогда следит за главным событием в песне, не отвлекаясь на неверные жесты, лишние движения по сцене или пустоватые глаза артиста.
А когда сами беретесь писать музыку на стихотворение?
Инна Разумихина: Я с 14 лет пишу песни, но на эстраду выношу их нечасто и с большой осторожностью, хочется, чтобы музыка точно попадала в стихотворение. Но бывают и чудесные исключения, как например, с цветаевской программой, которая сегодня называется "Душа сбылась". За пятнадцать минут до начала представления в день премьеры ко мне подошел мой директор и сказал, что ему только что позвонили из Праги и некто, узнавший через Интернет о моем концерте, попросил распечатать нечто для меня интересное. Оказывается, звонил владелец книги "Четки" Ахматовой приобретенной на книжном развале…с собственноручной подписью Цветаевой: "Если жить, то затем только жить, чтобы правду и солнце любить!... Чтобы об руку с верой глубокой. В наш короткий предел на Земле. Нам прийти к бесконечной - далекой, но прекрасной и вечной весне. Марина Цветаева, маленькой Мирочке. Прага, 14 апреля 1923 год." А за окном тогда было 14 апреля 2013-го! То есть, я получила это послание день в день через 90 лет, после второго звонка перед выходом на сцену…
И вы на нее тогда вышли?
Инна Разумихина: Первую часть концерта отработала как во сне. Но потом включилась, отпела - и в тот же вечер написала песню на эти стихи.