Социальное предпринимательство - новый мировой тренд, набирающий обороты. Основоположником направления считается нобелевский лауреат Мухаммад Юнус. Чтобы поддержать жителей бангладешской деревни, попавших в кабальные условия к ростовщикам, он занял им 28 долларов из своего кармана. На эти деньги бедняки смогли закрыть старые долги, закупить бамбук, изготовить из него мебель и продать по рыночной цене. Через месяц они уже имели свои оборотные средства. Спустя время идея Юнуса вылилась в систему микрокредитования.
По словам экспертов, социальное предпринимательство инновационно по своей природе и совмещает в себе выполнение государственных обязательств, благотворительность и корпоративную социальную ответственность. Между тем это именно предпринимательство со всеми типологическими признаками: экономической эффективностью, наличием бизнес-планов и т. д.
Ключевое отличие социального предпринимательства от обычного бизнеса в социальной сфере заключается в том, что последний использует социальную проблему лишь как средство, позволяющее максимизировать прибыль, а социальный предприниматель одновременно с зарабатыванием денег пытается эту проблему решить. Как правило, инвестору в подобных проектах возвращается лишь "тело" взноса, проценты идут на развитие. Цену товара или услуги определяет не маржа, а широта доступа целевой аудитории. Именно поэтому в одной и той же отрасли сугубо коммерческий и социализированный секторы могут работать параллельно.
На Урале интерес к теме оказался довольно высоким: в первый набор школы подали заявки более 90 человек. В итоге слушателями стали 69, среди них студенты юракадемии, педуниверситета, УрФУ, Уральского института - филиала Российской академии народного хозяйства и госслужбы. В течение месяца молодежь слушала лекции и посещала семинары по фандрайзингу (технологии привлечения финансов), бизнес-планированию, юридическому оформлению проектов, искусству деловых переговоров.
Терпения хватило не всем: до финишной прямой добралась лишь треть слушателей. На днях они презентовали свои выпускные работы комиссии, в составе которой были представители областных министерств экономики, физкультуры, спорта и молодежной политики, мэрии Екатеринбурга, регионального фонда поддержки малого и среднего бизнеса, а также бизнес-тренеры и инвесторы.
Отдавая должное юношескому энтузиазму и креативу, все же нельзя не признать, что большинство 20-летних проектантов довольно далеки от жестких реалий российской бизнес-действительности. Правда, эксперты обещали помочь и студенческие идеи "дотянуть". Так, среди наиболее перспективных жюри назвало проект трудоустройства пенсионеров в цех авторской игрушки, общественный сбор пластиковых бутылок, эксперимент по воспитанию здорового духа и тела у жителей отдельно взятого двора. Победителем с минимальным отрывом от конкурентов была признана команда под руководством Ксении Черемкиной с проектом изготовления канцпринадлежностей из отходов полиграфии силами инвалидов и многодетных. Он стартовал еще в декабре 2013-го, успешно миновал пилотную стадию и к сегодняшнему дню вышел на уровень организации серийного производства.
Журналисты же свои симпатии отдали проекту региональной сети краудфандинга.
- В силу того, что государственные и муниципальные бюджеты ограничены, средств для полноценной поддержки гражданских инициатив не хватает. Именно поэтому существует потребность в создании эффективной общественной модели софинансирования, - считает Александр Загурский, автор идеи "СО-общество".
По его замыслу, на Среднем Урале необходимо создать специализированную интернет-платформу, владельцем которой станет некоммерческое партнерство. После того как предложения пользователей пройдут модерацию и окажутся в открытом банке идей, с ними смогут ознакомиться "народные инвесторы". Если проект привлечет внимание, люди начнут перечислять средства в специально созданный фонд.
- По моим подсчетам, нужную сумму в Интернете набирает только каждый пятый проект. За год в Свердловской области можно аккумулировать до 500 тысяч рублей, при этом для обеспечения самоокупаемости платформы необходимо ежемесячно обеспечивать оборот всего в 17 тысяч рублей. Комиссия за администрирование составит 5 процентов от набранной суммы, - поясняет юноша.
По словам Александра, в России существует 5 конкурирующих продуктов краудфандинга, но, во-первых, ни один из них не специализируется на социальной тематике, во-вторых, не контролирует расход собранных средств. Он же планирует заключать с авторами договоры целевого финансирования, по которым получатели денег обязаны публично отчитываться о тратах. В случае нарушения условий договора предусмотрены санкции, вплоть до полного возврата сумм.
Иван Бирюков, член экспертного совета по вопросам развития социального предпринимательства при Госдуме РФ:
- Школу социального предпринимательства в Екатеринбурге я поддержал потому, что здесь совместились благая цель и толковая команда. Я поверил в ее организаторов, еще когда они в прошлом году участвовали в программе Финансового университета, вышли в финал и выиграли приз. По сути, бизнесмены-подвижники существовали всегда, но социальное предпринимательство как институт появилось в России сравнительно недавно. И инструментарий для работы с ним - тоже. Ликвидировать информационные пробелы можно лишь за счет популяризации нового вида деятельности, прежде всего среди молодежи.