Лена, как все начиналось, что вспоминается сегодня?
Елена Руфанова: Раздался звонок ассистента по актерам с предложением попробоваться на роль. Прочитала и повесть, и сценарий. Понравилось. Для пробы режиссер Владимир Фокин выбрал, пожалуй, самую трудную сцену. Непросто было... На самом деле, в процессе пробы актерам становится многое понятно: с каким режиссером предстоит работать, будет ли интересно, насколько профессиональна группа. Пробы, как мне кажется, были хорошие. Я покидала Москву с огромным желанием вернуться. Очень хотелось участвовать в съемках этого фильма. Хороший сценарий, серьезный режиссер и роль, о которой можно только мечтать.
И я получила эту роль, и снималась у этого режиссера в компании прекрасных артистов: Александр Абдулов, Борис Клюев, Лия Ахеджакова, Владимир Качан, Владимир Еремин, Алексей Колган, Полина Фокина, Анна Алексахина и Ян Цапник. Это было замечательное время в настоящем, серьезном кино. С какой любовью к нам относился Владимир Петрович Фокин! Спасибо ему за доброжелательность и доверие. Редко встречаются режиссеры, которые объясняют актеру, как надо играть, но не настаивают, дают возможность прожить в кадре так, как ты чувствуешь.
Чем вам так понравилась роль Ирины?
Елена Руфанова: Мне нравится в кино делать то, что в жизни мне не свойственно. За это я люблю свою профессию. В кино и в театре я могу быть другой, не такой, как в жизни. Мне нравилось играть сильную, цельную, несгибаемую, непотопляемую цирковую гимнастку, любящую мать и несчастливую в любви женщину.
Помню, долго искали грим, прическу, много вариантов было. Там ведь большая временная разница - сначала Ирина в молодости, потом встреча с Аликом в Америке, когда прошло много лет. Она, естественно, изменилась. Я активно худела для этого фильма. Надо было соответствовать гимнастке (хотя и в прошлом). Кажется, килограммов семь сбросила. Плюс пришлось подтягивать английский, который не сказать, что был совершенен, а предстояло достаточно бегло говорить на нем в кадре.
Спортивные сцены доверили, конечно, дублерше?
Елена Руфанова: Почему "конечно"? (Смеется) Нас тоже кое-чему в институте учили. И сальто крутили, и колесо, и падали, и стреляли, и на шпагат садились. Во время работы над ролью Евы Браун в фильме Александра Сокурова "Молох" мне пришлось освоить такой сложный спортивный снаряд, как кольца. А что делать? Поэтому все, что было в моих силах, выполнила сама. А остальное пусть будет загадкой.
Как вам работалось с Александром Абдуловым?
Елена Руфанова: Я, конечно, волновалась, что будет встреча с Абдуловым. Потому что в отношениях с ним была только зрительницей. Мое знакомство с ним произошло в юности: прекрасный молодой герой в кино и я, восторженная девчонка, которая с открытым ртом смотрела фильмы Марка Захарова. Абдулов, Янковский были нашими кумирами. А здесь мне впервые предстояло встретиться с Абдуловым на площадке как с коллегой, партнером.
Сначала было много непарных сцен, в кадре мы не встречались. А однажды я пришла на грим, и он - тоже. Александр Гаврилович что-то рассказывал, все смеялись - гримеры, актеры. Ближе я познакомилась с ним, когда снимали нашу сцену, где я прошу его подписать бумагу. Тогда очень долго ставили свет, и мы разговорились - о кино, о жизни, о здоровье, о том, как все быстротечно, как тяжело просыпаться утром… По-моему, он был достаточно открытым человеком. Хотя мне показалось, что не сразу допускал к себе людей, присматривался.
Мне очень жаль, что мое общение с Александром Гавриловичем было недолгим. Разговаривая с ним, помню, подумала: почему же я родилась позже, чем следовало бы? С такой завистью смотрю на предыдущие поколения! И Георгий Александрович Товстоногов, и мой учитель Игорь Петрович Владимиров, прекрасные 70-е и конец 80-х, когда творили, жили активной жизнью талантливые режиссеры, актеры… Я очень счастлива, что встреча с Александром Абдуловым, пусть и короткая, была в моей жизни.
Кто еще оставил добрые впечатления?
Елена Руфанова: Там были прекрасные Володя Качан и Володя Еремин. Какое у них чувство юмора! Я долго буду помнить нашу новогоднюю посиделку. Картину снимали в Москве, в канун Нового года, в павильоне "Мосфильма", очень плотно. Нам с Аней Алексахиной сказали, что нас отпустят домой в Питер только 30 декабря. Все время проводили в студии, лишь спать уходили в гостиницу, получилась такая маленькая община - съемочная группа. Мы подружились с московскими артистками. Договорились, что в последний съемочный день перед праздником проводим старый год, в котором мы все встретились и познакомились. Что-то купили, кто-то из дома принес, накрыли стол, спиртное припрятали к концу дня. Пришли Качан и Еремин, увидели стол и тоже заказали какую-то еду из ресторана. Потом Абдулов пришел: "А что это у вас?" - "Ну как? Старый год решили проводить!" - "Молодцы!", - сказал он. Стол в результате просто ломился… А Александр Гаврилович сделал всем женщинам подарок - вручил по букету белых роз. Я не могу без слез думать о том, что его уже нет на земле…