"Мы решительно осудили любые проявления расизма, экстремизма и антисемитизма", - пояснил смысл принятого документа Лавров. Женевское заявление содержит несколько принципиальных положений. Во-первых, должны быть разоружены все без исключения незаконные формирования. Во-вторых, все незаконно занятые здания на Украине должны быть освобождены. В-третьих, должны быть очищены от баррикад и блокпостов все занятые улицы и площади. Для участников протестов вводится амнистия, за исключением людей, совершивших тяжкие преступления.
Участники женевской встречи призвали специальную мониторинговую комиссию ОБСЕ оказать содействие в реализации этих задач. В Женеве прозвучал призыв к немедленному началу диалога между конфликтующими сторонами в рамках национального диалога, а также к вовлечению всех украинских регионов в проведение конституционной реформы. "Эти предложения во многом имеют компромиссный характер", - акцентировал внимание участников встречи Лавров. Они содержат признание, что кризис должны урегулировать сами украинцы.
Заявление принято, несмотря на известный скептицизм Соединенных Штатов. Еще до начала конференции, Вашингтон заявлял, что США не ждут серьезных прорывов в Женеве. Такая позиция Белого дома означала, что до начала переговоров Киев получил твердый "карт-бланш" на продолжение силовых действий. Перед началом "четырехсторонки" в Женеве госсекретарь США имел 20-минутную беседу с украинским министром, после чего встретился с главой МИД России.
В отличие от предыдущих контактов между Лавровым и Керри, на этой встрече сразу же возникло ощущение психологического напряжения, существующего между собеседниками. На лицах министров лишь на считаные секунды мелькнули дежурные улыбки. Не дожидаясь завершения "фотосессии", главы внешнеполитических ведомств вполголоса продолжили диалог, вновь "скрестив шпаги". По их мимике и скупым жестам было заметно, как много сегодня поставлено на карту в отношениях между Россией и США.
Когда в четверг рано утром глава МИД России Сергей Лавров вылетал в Женеву на переговоры по Украине, было очевидно, что его основная задача - остановить гражданскую войну, которая может вот-вот начаться в непосредственной близости от границ нашей страны. Несколько месяцев назад в Женеве были достигнуты договоренности по иранской ядерной программе. Благодаря компромиссам, найденным при активном участии Москвы, "шестерка", куда кроме России входили США и ведущие страны Европы, договорилась с Тегераном. Переговоры с Ираном проходили в отеле "Интерконтиненталь", том самом, где в четверг собрались участники "четверки" по Украине. Сразу оговорюсь - упомянутый формат весьма условный. Правильнее его было бы назвать "три плюс один". Главы дипломатических ведомств России, США и Европы в четверг обсуждали происходящее на Украине с ее министром иностранных дел. Предполагалось, что на конференции прозвучат рекомендации Киеву по выходу из кризиса. Но реальность оказалась иной.
Встреча "четверки" проходила за квадратным столом. Эштон в ярко-малиновом, светофорного оттенка костюме с кокетливым видом сидела напротив госсекретаря США, с каким-то детским наслаждением ловя его мимолетные, привлеченные ярким красным пятном взгляды. Лаврова и украинского министра американские организаторы конференции посадили напротив друг друга. Такая рассадка выглядела не случайной. Как стало известно "РГ", в Вашингтоне с самого начала стремились представить конференцию, как диалог между представителями России и Украины. В то время как Европа и США собирались, по замыслу Госдепартамента, лишь надзирать за происходящим. Москву такая концепция встречи с самого начала не устраивала. Но, похоже, с помощью незамысловатой рассадки за переговорным столом, Белый дом попытался в последний момент настоять на своем.
В Москве сознавали, что дискуссия о путях выхода из украинского кризиса может свестись к попытке американо-европейских спонсоров майдана потребовать от России отвести свои войска подальше от границ Украины. Так и произошло. Хотя юридически эти требования выглядели ничтожными - Вооруженные силы РФ находятся на своей территории и не нарушают международных актов. Надежды на то, что Вашингтон пересмотрит в Женеве эту позицию и настоятельно попросит своих новых украинских "подданных" остановить надвигающуюся гражданскую войну, не сбылись.
В Женеве практически не обсуждался вопрос об украинской задолженности за газ перед Москвой. Несмотря на публичные обещания миллиардов долларов и евро, ни США, ни Европа не спешат с выделением средств, ссылаясь на переговоры, которые Киев ведет с МВФ. Украинская сторона в Женеве была готова говорить о цене на российский газ, но не о долгах за уже поставленные энергоносители.
Но тогда для чего Лавров прилетел в Женеву, если заранее было известно, что российская позиция не найдет понимания у других участников встречи? По мнению источников в российской делегации, причин нашего участия в конференции было несколько. Во-первых, Россия не заинтересована в том, чтобы ее обвинили в срыве переговоров по Украине. Последние дни Киев намеренно предпринимал действия, которые могли заставить Москву отказаться от встречи в Швейцарии. Для этого нынешние украинские власти, не дожидаясь начала переговоров в Женеве, приступили к военной операции на юго-востоке. Пролилась кровь. В связи с этим принципиально изменились задачи, стоявшие перед Россией.
Если прежде в Женеве Лавров собирался обсудить с коллегами по "четырехсторонке", как наладить внутриукраинский диалог, то теперь вопрос стоял иначе: как не допустить гражданской войны у границ России, в которую при наихудшем сценарии, могли быть втянуты силы НАТО. Со всеми трагическими для безопасности в Европе последствиями такого шага. Ведь предложил же Киев привлечь миротворцев ООН на помощь украинской армии для проведения карательных акций против протестующего населения.
Во-вторых, глава МИД России вновь попытался убедить американского коллегу, что применение нынешними киевскими властями силы против юго-востока приведет к уничтожению украинского государства и государственности: пролитая кровь не позволит Украине продолжать существование даже в форме федерации.
Наконец, Лавров рассчитывал убедить участников женевской встречи, что прежде чем проводить выборы главы государства, на Украине необходимо осуществить конституционную реформу. Причем сделать обсуждение нового Основного закона максимально гласным, привлечь к его подготовке представителей русскоязычного юго-востока страны. А не заниматься подготовкой изменений в Конституцию кулуарно, в недрах Верховной рады, как это происходит сейчас.
По мнению источников "РГ", участие Лаврова в женевских переговорах позволило России донести свою позицию не только до непосредственных участников встречи, которые с ней в принципе хорошо знакомы, но также до других членов международного сообщества. Совместное женевское заявление говорит о том, что Вашингтон прислушался к этому мнению. И это обнадеживает.