Вчера одной из самых обсуждаемых новостей стала информация, что прокуратура усомнилась в законности амнистии для бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова. В Следственном комитете РФ о том, что амнистия их бывшего фигуранта скандального уголовного дела вызвала вопросы, узнали из средств массовой информации.
Корреспонденту "РГ" комментировать новость в следственном ведомстве отказались. Представители военного следствия оказались недоступны, хотя вопрос касался именно работы этого подразделения СКР. Похоже, что свою позицию по этому вопросу там пока не выработали.
Та же картина наблюдалась и в надзорном ведомстве. Ни в Генеральной прокуратуре, ни в военной от любых комментариев отказались. Но сам факт сомнения никто не стал отрицать.
Какие вопросы могли возникнуть к амнистии бывшего министра обороны? Как известно, амнистия Анатолия Сердюкова, стала возможна после того, как военное следствие признало его защитником Отечества. После завершения следственных действий по закону любое уголовное дело должно изучить надзорное ведомство. Закрытое дело Сердюкова исключением не стало. Официально следствие закрыли в феврале, к прокурорам оно попало лишь в апреле.
Так вот, СМИ сообщили, что Главная военная прокуратура заказала специальное исследование на тему военных заслуг гражданского министра в профильном научном учреждении. Означает ли это, что при неблагоприятном заключении ученых амнистию для Сердюкова отменят? Вряд ли.
Эксперты, которых опросила "Российская газета" говорят следующее. Есть вероятность, правда, по их мнению, небольшая, что следствие несколько поторопилось с признанием боевых заслуг Сердюкова. Как известно, у него орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени, которым его наградили как министра в 2008 году, после боевых действий с Грузией.
Алексей Куприянов, почетный адвокат России:
Амнистия возможна при одновременном соблюдении четырех условий. Преступное деяние должно быть прекращено до издания постановления об амнистии. Преступление должно квалифицироваться по статье, подпадающей по амнистию. Например, по амнистии к 20-летию конституции "Халатность" (статья Сердюкова) амнистируется, а, например, растрата и взяточничество - нет.
Характеристика самого лица, примеряющего на себя амнистию, должна соответствовать определенным требованиям. Например, этот человек не должен уже как-то воспользоваться амнистией. Важно, что бы желающий амнистии, не требовал своей реабилитации. Применение амнистии фиксирует отказ человека от борьбы за восстановление своего честного имени. Это не означает признания вины, но по сути весьма сходно с таким признанием.
Применительно к делу Сердюкова три условия соблюдены. Вменяемая преступная деятельность закончена, статья "халатность" из числа амнистируемых, вопрос о реабилитации Сердюковым не ставится, он согласился на амнистию. По мнению военных прокуроров, четвертое условие - категории личности Сердюкова не отвечает узким рамкам установленным актом амнистии. Прокуроры считают, что он не является "участником боевых действий".
С этим можно согласиться, хотя в законодательстве нет четкого определения "участника". Гражданский персонал вооруженных сил вообще не должен привлекаться к боевой работе, ни медсестра в госпитале, ни интендант, ни министр обороны. Поэтому офицеры и генералы получают различные надбавки, которых лишен гражданский персонал. Полагаю, что именно личный риск - ключевой момент для определения кто участник боевых действий, а кто нет.
Это не значит, что "пиджаки", так в армии называю гражданский персонал, не могут получать наград, включая орден "За заслуги перед отчеством". Их роль в жизни армии велика. Но "участник боевых действий" это солдат, офицер, генерал, лично в боевых порядках различного уровня (от взвода, до фронта) добывавший победу. Поговорка, "больше всего наград получают фронтовики и кадровики", не теряет своей актуальности, но для амнистии этого недостаточно.