Но наше государство следует по пути регулирования экономики, издав в 2003 году Закон "О валютном регулировании и валютном контроле", который прямо обязывает резидентов РФ при ведении внешней торговли обеспечивать возвращение в российскую экономику валютной выручки, либо товара, или же средств, уплаченных по импортным контрактам. Но такой вариант невозможен, если иностранный партнер по каким-то причинам не выполняет своих обязательств по контракту.
Понятие "средства, выведенные за рубеж" включает в себя платежи по кредитам, взятым российскими предпринимателями в иностранных банках, своевременно неполученную экспортную выручку, не поступившие в счет переводов денежных средств товары и услуги по импортным контрактам и т. д. Но такой вариант невозможен, если иностранный партнер по каким-то причинам не выполняет своих обязательств по контракту. В результате происходит неумышленный вывод капиталов за рубеж. Основной причиной этого явления служит недостаточная щепетильность и внимательность при взаимодействии с иностранным партнером, а также несвоевременное выполнение обязательств зарубежным контрагентом.
Однажды производственная компания, заказавшая гранулированные полимеры через Интернет, внесла предоплату (около 20 тыс. долларов), а затем вместо заказанного товара получила контейнер с землей. При попытке разобраться с ситуацией китайская компания сначала заверяла, что все в порядке, а потом и вовсе пропала. Очевидным выходом стало судебное разбирательство, но при таком объеме сделки судебные издержки "перекрывали" саму выгоду от реализации контракта и компания была вынуждена от него отказаться.
В постановлениях Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 августа 2010 г. N Ф3-5711/2010 и Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 августа 2010 г. N А10-1297/2010 сказано: "Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в причинении государству или обществу каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей". Это означает, что если контролирующие органы заподозрят предпринимателя в реализации так называемых серых схем, последует возбуждение уголовного дела. Для наступления уголовной ответственности достаточно факта незачисления валютных средств из-за границы в уполномоченный банк, неполучения товара из-за рубежа или просто бездействия резидента РФ.
Простой пример: некая компания заказала контейнер с игрушками, внесла предоплату, договорилась о сроках. Однако контрагент не выполнил своих обязательств. В результате предприниматель, который не имел умысла на так называемое отмывание денег, обвиняется по 171-й статье УК РФ. При этом доказать невиновность обвиняемого невероятно сложно.
Для предотвращения подобных ситуаций предприниматель прежде всего должен уделить особое внимание юридическому сопровождению экспортно-импортных проектов: заключить дополнительное соглашение на продление сроков выполнения иностранным партнером своих обязательств, предоставить дополнительные соглашения в банк. А переписку и протоколы переговоров лучше держать у сердца на случай запроса таможенных или иных органов.
В договоре с заграничным контрагентом любые споры и разбирательства будут разрешаться только в суде того субъекта Федерации, в котором зарегистрировано российское юридическое лицо. А если что-то пойдет не по плану, стоит заранее приготовить хорошую сумму для уплаты госпошлины в арбитражный суд, выиграть его и попытаться что-то получить с недобросовестного иностранного контрагента.
Не дожидаясь признания финансовых ресурсов преступно нажитыми или направленными на финансирование терроризма, Центральный банк РФ и Росфинмониторинг делают уполномоченные банки заложниками такой ситуации, в которой им приходится выбирать между красивой отчетностью в соответствующие регуляторы и надзорные органы и благополучием клиента. В крупных консервативных банках (не говоря уже о мелких) даже добросовестного клиента атакуют запросами совершенно неадекватных документов, в том числе сведений, раскрывающих цены, по которым товар закупается для последующей перепродажи. В таких случаях представить нужные документы и сведения редко возможно, так как зарубежный партнер вряд ли захочет раскрывать коммерческую тайну.
Благодаря многоступенчатой системе банковского надзора Центральный банк РФ имеет возможность воздействовать на любую банковскую организацию в нашей стране. При этом он не заинтересован в защите репутации и финансового благополучия добросовестного клиента. А ведь репутационные и финансовые потери, скорее всего, последуют за несвоевременной оплатой по текущему контракту либо предъявлением иностранному партнеру требования раскрыть конфиденциальную финансовую информацию. С одной стороны, вышеупомянутые законодательные акты направлены на борьбу с лжепредпринимательством, незаконной банковской деятельностью, фирмами-"однодневками" и тому подобное. С другой стороны, страдает и "белый" предприниматель, вынужденный доказывать свою чистоту перед законом, платить существенные "заградительные проценты" за любую валютную операцию. Такие меры тянут за собой финансовые потери импортера и экспортера, повышают цены внутри страны, подчас ставят бизнес на грань рентабельности.
Конечно, критиковать российское валютное и уголовное законодательство, направленное на благие цели, не имеет смысла. Важно лишь осознание основных механизмов его действия и его соблюдение, как бы это ни было трудно с практической точки зрения.