По его словам, городские социальные льготы сохранятся, зарплаты горожан в ближайшие годы будут расти с опережением инфляции, а у бизнеса появятся новые рынки сбыта и, в частности, будут реализованы сразу несколько крупных проектов на условиях государственно-частного партнерства, которое раньше в Москве существовало больше на словах, чем на деле.
Максим Геннадьевич! Ровно два года назад вы возглавили департамент экономической политики и практически все это время происходят две вещи. С одной стороны, много разговоров о всеобщем экономическом спаде, экономика страны демонстрирует не лучшие темпы роста и, в то же время, Москва берется за очень амбициозные проекты стоимостью в сотни миллиардов рублей. Не получится ли, что эти проекты придется заморозить в угоду экономии, а выполнение социальных обязательств окажется под угрозой?
Максим Решетников: Не получится по нескольким причинам. По всем основным экономическим параметрам у нас пока выходит очень приличная картина - доходы населения, заработная плата, индексы производства и объемы инвестиций растут. Только в прошлом году объем инвестиций в город вырос примерно на 10% и превысили 40 млрд. долларов - такого еще не было никогда. Причем три четверти от этой суммы - это именно частные вложения, а не бюджетные деньги и затрагивают они не только такие прибыльные сферы, как, к примеру, строительство жилья, но и "социалку", и производство. Инвесторы строят детские сады, школы, поликлиники шаговой доступности, вкладываются в реставрацию архитектурных памятников. Раньше в такие сферы их невозможно было заманить, это была сфера сугубо бюджетная, опекаемая государством область. А теперь бизнесмены приходят на аукционы, борются, конкурируют за право арендовать тот или иной полуразрушенный особняк. Потому что увидели разумные программы сотрудничества, понятные правила игры, продуманную экономическую модель и интерес со стороны власти. Так что ни о каком пугающем спаде деловой активности и ухудшении экономической ситуации в Москве говорить не приходится. Что касается обязательств города по развитию инфраструктуры и социальному обеспечению, то я подчеркиваю - все проекты развития, заложенные в городской инвестпрограмме, будут выполнены, деньги для этого есть. Все социальные обязательства, а на их финансирование приходится более половины бюджета города, выполняются и никаких причин сомневаться в их исполнении в будущем, я не вижу. Все, что мы москвичам гарантировали - региональные доплаты к пенсиям, единовременные выплаты, дотирование ЖКХ, различные субсидии, работа школ, больниц - все это обеспечено полным рублем. Здесь москвичи могут быть абсолютно спокойны.
Хорошо, пенсионеры при любом раскладе не пострадают. А чего ждать тем, кто работает? Зарплаты будут расти?
Максим Решетников: Сейчас средняя зарплата в Москве находится на уровне 55 тысяч рублей в месяц - это один из самых высоких показателей в стране. Мы рассчитываем, что в ближайшие 3 года рост заработков москвичей будет опережать инфляцию, как это происходило и в предыдущие годы, потому что предприятия инвестируют в новые производства и оборудование, растет производительность труда. К тому же ситуация на рынке складывается такая, что можно прогнозировать сокращение трудовых ресурсов, просто потому что москвичей трудоспособного возраста становится меньше и, как следствие, труд больше ценится. Но в то же время, рост заработной платы не будет опережать инфляцию в два раза, как это бывало в последние годы и, в частности, в прошлом году. Опережение на уровне 1,5-2, ну может быть 3 процентов сверх уровня инфляции - вот что мы прогнозируем.
Значит, безработица москвичам не грозит?
Максим Решетников: Не думаю. У нас безработица, если и есть, то не в силу того, что негде работать, а в силу высоких запросов на зарплату. Мы сейчас наводим серьезный порядок в сфере ЖКХ и там очень жесткая установка - нанимать на работу в приоритетном порядке москвичей и жителей России, чтобы максимально сократить присутствие мигрантов. Так вот, на тот уровень зарплат, который мы предлагаем, а это в среднем 30-35 тысяч рублей, очень трудно пригласить москвича - не идут просто люди на такую зарплату. Официальный уровень безработицы в Москве один из самых низких в сравнении с другими регионами и равен примерно 0,3 процента. К тому же мы стараемся создавать комфортные условия для ведения бизнеса в Москве, в том числе для малого, а он дает львиную долю рабочих мест. За последние три года доля участия малых предприятий в госзакупках города выросла вдвое и достигла 70 млрд рублей по итогам прошлого года. Это тоже своего рода профилактика безработицы - бизнесу всегда нужны кадры.
Да, вы уже говорили, что бизнесу сегодня интересны новые формы сотрудничества, которые реализует город. Но они пока в основном носят локальный характер - инвесторы строят или арендуют помещения под детские садики, участвую в других пусть и социально значимых, но все же пока небольших проектах. А будет ли взаимодействие в других масштабах, в плане создание новых инфраструктурных объектов к примеру.
Максим Решетников: В сфере государственно-частного партнерства мы не только готовим, но и уже реализуем очень крупные проекты. Только за 2013-2014 годы объем заключенных в рамках ГЧП контрактов составил порядка 10 млрд. долларов. Все они - как крупные, так и малые - на слуху: 63-я клиническая больница, реализация проекта Московской кольцевой железной дороги, контракты жизненного цикла по подвижному составу метро, долгосрочные контракты на вывоз и утилизацию бытовых отходов, программа "Доктор рядом", создание сети частных детских дошкольных учреждений, сохранение памятников культурно-исторического значения, поддержка наших технопарков и технополисов, иновационного производства вообще. На подходе строительство Северного дублера Кутузовского проспекта, создание порядка 250 транспортно-пересадочных узлов. Кстати, тот же дублер Кутузовского проспекта - попробуйте найти проект масштабнее. Скоростная платная магистраль протяженностью 11 км в черте города будет построена за 5-7 лет. Все расходы по проектированию, строительству и эксплуатации лягут на инвестора, а город берет на себя выкуп и освобождение земельных участков под строительство. Есть и другие схожие по масштабу проекты ГЧП, но в работе с ними важно не торопиться. Проекты очень дорогие, и цена ошибки высока как никогда, поэтому мы скрупулезно просчитываем все детали, чтобы и город не продешевил, и для инвестора условия были достаточно привлекательными, чтобы вложиться с проект.
Москва в последние годы избавляется от многих крупнейших активов. В прошлом году был продан МОЭК почти за 100 млрд рублей, ряд объектов поменьше. Например, спорткомплекс "Олимпийский". Город так остро нуждается в денежных притоках, что распродает собственность направо и налево?
Максим Решетников: Вопрос извлечения прибыли во всех перечисленных случаях - не стоит на первом месте. Да, город старается продать свое имущество и за как можно большую цену - это совершенно нормально. Но, в первую очередь, выставляемые на торги объекты являются непрофильными и зачастую убыточными. Тот же МОЭК был продан потому, что приносил убытки и пока он находился в собственности правительства, не получалось запустить процесс оптимизации городской системы теплоснабжения, потому что собственника у нее было два - город и "Газпром". Теперь мы воссоздали единую систему теплоснабжения и это во всех смыслах разумно. Многие боялись, что взлетят тарифы, но ничего такого не произошло - их в любом случае регулирует город и за качеством оказываемых услуг населению тоже следит город. У нас есть и другие активы, которые лучше передать частному собственнику, но все зависит от ситуации на рынке и цены - даром ничего отдавать не будем в любом случае. Здесь вообще ситуация схожа с борьбой против нелегально сдаваемых квартир - она ведь тоже ведется не столько ради новых налоговых поступлений, сколько ради порядка в городе. Это и безопасность, и справедливость начисления тарифов и многое другое. А 1-2 миллиарда, вырученные с аренды, не сделают погоды в полуторатриллионном бюджете.
В одном из интервью Вы упоминали о долгах МОЭК, а какая долговая нагрузка сейчас у Москвы? В случае ухудшения экономической ситуации она не потянет город ко дну?
Максим Решетников: Долг города сейчас составляет 170 миллиардов рублей, то есть около 12 процентов от доходной части бюджета. Это совершенно нормальная нагрузка, тем более что мы ее постепенно снижаем - в конце 2010 года, например, она составляла 300 миллиардов. Поэтому финансовое состояние города сейчас в очень хорошей форме. Мы с оптимизмом смотрим в будущее и, как видите, я совершенно спокойно отвечаю на ваши вопросы в стиле: а что будет с социальными обязательствами перед москвичами? Все что обещали, мы сделаем.
Вы можете сформулировать принципы, на которых сегодня основывается экономическая политика города? Каковы ее составляющие?
Максим Решетников: Экономическая политика Москвы включает 5 элементов. Это стабильная бюджетная политика, когда город не берет в долг, чтобы справляться с обязательствами, а четко планирует расходы и доходы, и выполняет их. Это прозрачный госзаказ, когда на торги допускаются все без исключения и выигрывает не кто-то "свой", а тот, кто предложил наилучшие условия выполнения контракта. Также это стимулирующая налоговая политика, при которой налоги для схожих субъектов бизнеса абсолютно равны и нет разделения на тех, кто честно работает и платит, к примеру, рыночную арендную ставку и тех, кто получает какие-то совершенно необоснованные льготы от города по "серым" схемам. То же касается нашей взвешенной тарифной политики: за последние годы темп роста тарифов снизился в разы. Для субъектов бизнеса тарифы за два года выросли всего на 4,5%. Ну, и наконец, многое зависит от нашей активной инвестиционной политики - здесь мы решаем задачу вовлечения бизнеса в решение городских проблем. Мы даем бизнесу возможность заработать вместе с городом, но не за счет города.