05.05.2014 12:20
    Поделиться

    Валерий Гергиев устроил воронежцам пасхальный сюрприз

    Маэстро изменил программу выступления оркестра Мариинского театра в Воронеже в рамках XIII Московского Пасхального фестиваля, чтобы не повторять сочинение, сыгранное несколькими часами ранее в Липецке.

    В обоих городах должна была прозвучать Четвертая симфония Брамса - полное драматизма духовное завещание композитора - и не менее напряженный Первый скрипичный концерт Шостаковича. Исполнив эти произведения для липчан днем и перебравшись в столицу Черноземья, музыканты произвели рокировку буквально за несколько минут до выхода на сцену.

    - И в Липецке, и в Воронеже мы выступаем в театральных залах. А любой театральный зал по акустике отличается от филармонического… И я подумал - что, если нам вместо Брамса предложить симфоническую поэму Рихарда Штрауса "Так говорил Заратустра"?.. Думаю, оркестровка этого произведения произведет здесь более разнообразное впечатление. В стране всего несколько оркестров, которые могут представить это произведение, - предупредил об изменениях дирижер, худрук Мариинки и Московского Пасхального фестиваля Валерий Гергиев.

    Впрочем, он тут же оговорился, что сыграно может быть и "что-нибудь другое":

    - Если будет много недовольных тем, что мы убрали Брамса, то в следующий раз оркестр Мариинского театра приедет именно с ним! Уже представляю себе программу этого визита: Брамс, обязательно Малер…

    В первом отделении концерта ничего не подозревающий слушатель насладился виртуозным исполнением концерта Шостаковича - солировал Павел Милюков, который входит в элиту молодых скрипачей России. До совместной работы в Липецке и Воронеже они с Гергиевым, по признанию последнего, были знакомы лишь заочно.

    А вот после антракта объявили Четвертую - "Итальянскую" - симфонию Мендельсона и "Болеро" Равеля: "хитовые" произведения, несомненно лучше знакомые воронежцам, чем симфония Брамса. Гурманов замена несколько расстроила, однако большая часть публики, как и следовало ожидать, пришла в восторг и бисировала до тех пор, пока оркестр не подарил поклонникам бонус в виде вступления к опере "Лоэнгрин", идущей сейчас в Мариинке на немецком языке.

    Впереди у музыкантов - выступления в Волгограде, Оренбурге, Пензе и Нижнем Новгороде. Затем оркестр вернется в столицу, чтобы в День Победы по традиции дать благотворительный концерт на Поклонной горе, где побывают и ветераны Великой Отечественной. Вечером 9 мая в Большом зале консерватории прозвучит концертная версия оперы Верди "Трубадур" - солировать будут Анна Нетребко, Екатерина Семенчук и Алексей Марков. А завершится Московский Пасхальный фестиваль во Пскове 10 мая. В рамках этого гастрольного тура музыканты преодолеют более 30 тысяч километров.

    - Сценарий фестиваля-2014 как никогда сложен, мы охватили самые крайние географические точки, побывали в Калининграде, Мурманске, на Дальнем Востоке, один только оркестр Мариинского театра должен дать 43 концерта… Но залы везде переполнены, это радует, - отметил Валерий Гергиев. - Во многих точках мы бываем из года в год, и мне кажется, что в региональных музыкальных центрах ситуация меняется к лучшему - в плане организации. Во Владивостоке построили очень хороший оперный театр, приятное впечатление оставил зал в Хабаровске, возникает новый филармонический центр в Иркутске - архитектура и акустика там могут оказаться удачными. Не так давно открылся зал в Омске, привели в порядок зал в Красноярске… Поводов для беспокойства остается немало, но, на мой взгляд, очевидна тенденция - власти начали заботиться и о будущем профессиональных коллективов, и о комфорте любителей музыки. Надеюсь, что эти вопросы будут пусть и не сразу, но с определенным постоянством решаться.

    Напоследок маэстро поделился своей тревогой в связи с напряженной обстановкой на Украине, где рушатся "гуманитарные или гуманистические идеалы, которые нам прививали с детства", и сообщил, что об отмене его концертов за рубежом речи пока не идет:

    - Несколько недель назад я дирижировал в Нью-Йорке, подменял коллегу… Все возможно, конечно, но… всегда есть Воронеж и Липецк. Вообще я готов поменять всю свою жизнь, если это как-то поможет миллионам людей, которых сегодня в определенных кругах называют террористами. Потому что я еще не встречал террористов-бабушек или детей, против которых надо идти с оружием. Десять лет назад мне казалось, что человечество не переживет еще одной трагедии вроде бесланской. Но теперь даже образованные, подкованные исторически и политически люди перестают понимать, что происходит.

    Справка "РГ"

    Московский Пасхальный фестиваль был создан в 2002 году по инициативе худрука Мариинского театра Валерия Гергиева и мэра столицы Юрия Лужкова и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Уже через год он получил статус всероссийского и теперь по праву числится среди крупнейших пасхальных музыкальных форумов, проводимых в Западной Европе (в Зальцбурге, Вене, Берлине, Люцерне, Лондоне). Ряд концертов проходит в храмах, а также социальных учреждениях для ветеранов и детей.

    В рамках фестиваля проводится звонильная неделя. Как известно, в течение Светлой седмицы во многих приходских храмах всем желающим позволяют подниматься на колокольню, и как бы в тон этому трезвону звучат концерты звонарей-профессионалов. Программа московского фестиваля, однако, не ограничивается произведениями на религиозную тему. Симфонический, камерный и хоровой блоки Московского Пасхального фестиваля включают как популярные, так и редко исполняемые классические сочинения.

    За две-три недели весны участники форума успевают исколесить десятки городов и провести до полутора сотен концертов и мастер-классов.

    Поделиться