Риски несоблюдения закона довольно серьезные. Для тех, кто не согласится предоставлять налоговую информацию США, введены санкции: 30% налог с выплат в пользу банка любого пассивного дохода от американских активов. С 2017 года 30-процентный платеж распространится на доходы от продажи ценных бумаг и даже транзитных платежей.
Пока Россия пытается идти путем прямого присоединения к FATCA. Для этого всем российским банкам необходимо было до 5 мая заключить соглашения с IRS через сайт службы. Процедура несложная, некоторые крупнейшие банки прошли ее еще в конце марта, другие сделали это в апреле. Но есть и те, кто не готов выполнять законы других государств и ждет окончательного решения от российских властей, которые должны принять документы, разрешающие передавать информацию американским налоговым органам. Без этих документов регистрация на сайте IRS не имеет смысла. Отказ от регистрации на сайте IRS не грозит кредитной организации серьезными проблемами, 5 мая не является последним сроком заключения соглашения с налоговой службой США.
"IRS планирует опубликовать первый список банков в начале июня. Отсюда и появился срок пройти регистрацию до 5 мая, так как он позволяет попасть в первый список. Но список не является окончательным. Следующий будет опубликован в начале июля 2014 года, обновлять его планируется ежемесячно", - говорит Александр Синицын, старший менеджер компании "Делойт" в СНГ. Однако у тех, кто не прошел регистрацию на сайте IRS до 1 мая, есть некоторые риски. "Все финансовые институты будут использовать список, чтобы классифицировать своих контрагентов. Отсутствие банка в этом перечне может обернуться отказом от сотрудничества с ним. Поэтому если банк не зарегистрировался в IRS, ему нужно уведомить контрагентов, что этот процесс будет пройден позже и в срок до 1 июля будет получен GIIN - идентификационный номер участия в системе. Такой подход не гарантирует исключения всех рисков, однако может помочь во взаимоотношениях с основными контрагентами", - считает Синицын.
С теми банками, которые подтвердили свое согласие на предоставление информации США, ситуация тоже пока не ясна. Без документа, который позволит предоставлять информацию об американских налогоплательщиках США, банки сделать этого не смогут.
Сейчас передача информации IRS нарушает российское законодательство о банковской и налоговой тайне и закон о персональных данных. "В Государственную Думу 23 апреля 2014 года внесен законопроект, который предусматривает внесение изменений в отдельные законодательные акты РФ, в том числе в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Законопроектом предлагается разрешить банкам передавать иностранному налоговому органу информацию, составляющую банковскую тайну", - рассказывает Дмитрий Шевченко, начальник юридического департамента Ланта-Банка.
Документ позволяет российским банкам предоставлять информацию о своих клиентах напрямую в налоговую службу США. Сначала рассматривался вариант сотрудничества между налоговыми службами двух государств. То есть банк в этом случае передавал бы информацию в Федеральную налоговую службу, а уже от российских налоговиков она бы поступала в фискальную службу США. Именно такая схема была прописана в проекте соглашения между российским министерством финансов и американским налоговым ведомством.
Однако месяц назад США прекратили переговоры о присоединении России к FATCA. И пока решение американской стороны остается в силе. Минфин не исключает, что Вашингтон может затянуть подписание двустороннего соглашения в качестве негласных санкций за присоединение Крыма к России. Поэтому наша страна продолжает совершенствовать свое законодательство для соблюдения норм FATCA в одностороннем порядке. При этом есть большие сомнения в том, что Россия уложится в положенные сроки. До 1 июля 2014 года документ должен пройти по всем инстанциям, получить одобрение Госдумы, Совета Федерации и подпись президента РФ. И даже при соблюдении всех сроков документ может не удовлетворить американскую сторону, ведь в итоговой версии законопроекта не предусмотрена возможность отечественных финансовых организаций выступать налоговыми агентами и удерживать в пользу IRS 30% с подлежащих налогообложению операций американских налогоплательщиков. А это является одним из основных требований FATCA.
Для того чтобы обезопасить российские банки от санкций, был разработан альтернативный вариант, который позволяет изменить законодательство быстрее. Комитет Госдумы по финансовому рынку внес в Госдуму поправку в Закон "О национальной платежной системе". Она, как и законопроект, разрешает закрывать и не открывать банковские счета нерезидентам, если законодательство стран таких иностранных лиц требует от кредитных организаций заключать спецсоглашения о контроле за операциями по этим счетам. Поправка не предусматривает возможности информирования кредитными организациями IRS и удержания в пользу налоговой системы США 30% налога.
Однако провести ее и ввести в действие можно намного быстрее, сейчас она принята уже во втором чтении. Поправка призвана обезопасить российские банки от санкций в рамках американского закона FATCA. В том числе она позволит избежать санкций тем банкам, которые не захотели или не смогли заключить соглашение с налоговой службой США.
Два документа предполагают разные действия от банков. В одном случае следует регистрироваться в американской налоговой службе, в другом - чистить клиентскую базу от американских налогоплательщиков. Поэтому кредитные организации настаивают на разъяснениях ЦБ РФ. Национальный совет финансового рынка (НСФР) уже обратился с письмом к главе ЦБ РФ Эльвире Набиуллиной. Тем более что другие государства помогают в этом вопросе своим банкам. Так, Нацбанк Белоруссии с 2013 года информирует кредитные организации о действиях по FATCA и оказывает методическую поддержку.
Соблюдение российскими банками норм FATCA влечет некоторые риски для клиентов. Но лишь для тех из них, у которых бенефициаром банковского счета указан американский гражданин. "Негативные финансовые последствия возможны лишь в том случае, если владелец счета откажется предоставить необходимую информацию. Тогда средства могут быть заморожены (заблокированы) и использованы для исполнения налоговых обязательств перед иностранным налоговым органом. В случае возникновения подозрений со стороны банка в неуплате налогов владельцем российского банковского счета такому клиенту придется дать разъяснения IRS, что проведенные транзакции не относятся к доходам, облагаемым налогом в США", - говорит Денис Зайцев, юрист адвокатского бюро DS Law.
Кроме того, у налогоплательщиков, имеющих "американские корни", возникает серьезный риск того, что им откажут в банковском обслуживании. Оба рассматриваемых нижней палатой парламента документа позволяют разорвать действующий договор обслуживания или отказать в открытии счета американскому налогоплательщику.
Многие банки уже выявили в своих клиентских базах тех клиентов, счета которых им необходимо будет контролировать при соблюдении норм FATCA. Поэтому, если российский законодатель предоставит право кредитным организациям закрывать и не открывать счета американских налогоплательщиков, но не предоставит возможность передачи информации налоговым органам США, банкам выгоднее отказаться от работы с нежелательными клиентами. По словам экспертов, присоединение к FATCA и даже возможные санкции в отношении банков не скажутся на остальных клиентах, не имеющих отношения к юрисдикции США.