Сергей, чем для вас важен фильм "Прошлым летом в Чулимске"?
Сергей Безруков: Важно то, что это возрождение показа классики по телевидению. Это значительно, потому что классика отличается мыслью, словом и идеями. Если уж говорить про национальную идею, то все - в классической литературе. И Вампилов - действительно классик. А поскольку он очень любил Чехова, я бы сказал, что Вампилов - это адаптированный Чехов. Для нас, для современных людей. Потому что те же самые проблемы, истории людей, взаимоотношения, метания человеческой души, рефлексия, что есть у Антона Павловича, все это на самом деле заложено и в вампиловских пьесах. И настолько глубоко - действительно, по уровню чеховская проблематика. Другое дело, что произведения Вампилова словно пересказаны другим, более доступным языком для нас сегодняшних. Вот почему, когда мне предложили эту работу, я с радостью согласился.
Был ли какой-то отклик после показа фильма по телевидению?
Сергей Безруков: Да, хороший резонанс. И роль Шаманова люди оценили. Особенно потому, что получился современный Шаманов - ведь история перенесена в наши дни.
Сейчас это модная тенденция - и не только в кино - переносить классику в современность. А если говорить о фильмах, то можно назвать и "Дубровского", и "Бориса Годунова"...
Сергей Безруков: В том-то и дело, что в случае с пьесой Вампилова, даже переносясь в современность, мы видим, что ничего практически не изменилось. Потому что Чулимск сегодня в сибирском городе, как мне кажется, ничем не отличается от Чулимска советского времени. К великому сожалению. И к счастью для нас сегодняшних, потому что все - то же самое. И люди остались такими же. Они, может быть, даже сейчас еще более искренние, если говорить о чувственности. Их цивилизация испортила, но не настолько. Вот эта первозданность, первородность людей... В глубинке встречающаяся искренность... Как у Валентины, например.
Может быть, изменился сам герой - Шаманов. Мне показалось, что в нем живет энергия созидания. Человек, который отчаялся, который сам себе говорит, что все бессмысленно в этом мире, что бороться за правду не надо - смысла нет. Но тем не менее он находится в состоянии дилеммы - быть или не быть. То есть он эдакий Гамлет из Чулимска. Человек, который приехал из города, из цивилизации. И его раздражает, что везде грязь, что посетители чайной ломают палисадник, несмотря на то, что Валентина его чинит и сажает цветы. Раздражает мировоззрение "быдлячества" и опущенности человеческой души. Может быть, Шаманов советского периода - это человек, который что волей, что неволей отчаялся и опустился. Мой герой старается держаться. Он сам в себе задавливает это состояние, что все бессмысленно. Ибо они будут ходить через палисадник всегда! Такой народ! И вот эта внутренняя борьба заводит его очень сильно. Поэтому он взрывается.
Шаманов - человек, который довел себя до такого состояния... Знаете, как бывает, когда батарейка села. Но все равно в нем случается эмоциональный взрыв. Валентина - она и есть для него источник энергии.
Встречались ли вы перед съемками с дочкой Александра Вампилова?
Сергей Безруков: Нет, только продюсеры встречались с ней. Снимался фильм очень быстро - в течение нескольких недель. Здесь под Москвой, под Звенигородом. Потому что здешние сосны очень похожи на сибирские. Чайную построили из иркутской лиственницы. Так что авторская энергетика тех мест, в которых жил и творил сам Вампилов, присутствовала на площадке.
Сергей, вы же в первый раз играете в пьесе Вампилова? Читала, что вы сетовали, мол, поиграть Вампилова не удавалось, хотя всегда стремились.
Сергей Безруков: У меня был единственный опыт. Давным-давно в театре Табакова "Табакерке" был спектакль "Анекдоты", который поставил Валерий Фокин. И там в первом отделении был "Бобок" Федора Михайловича Достоевского. А потом - в тех же декорациях - "Двадцать минут с ангелом" Александра Вампилова. И там я играл совсем небольшую роль - молодожена Ступака. Это было первое соприкосновение с Вампиловым. Не могу сказать, что это было серьезно для меня. Сама пьеса "Двадцать минут с ангелом" - уникальна. И потрясающее было исполнение. Владимир Машков, Евгений Миронов и сам Олег Павлович Табаков играли. У меня была слишком эпизодическая роль, чтобы я что-то понял.
В этот раз мне действительно посчастливилось соприкоснуться с потрясающей прозой. В первую очередь по глубине и идейности истории. Я примерил на себя Шаманова, и для меня он стал более эмоциональным, чем был написан. Времена поменялись. Если не спрашивать с самого себя, если ничего не делать в этой жизни, если ты сам не будешь терпеливо восстанавливать и что-то делать в этой стране, а кивать на других и сетовать на то, что все бессмысленно, потому что исправить это невозможно... Как говорили, население надо менять. Да нет! Надо просто работать, начинать с самих себя и не сдаваться.
Пьеса сегодня актуальна еще и потому, что Чулимск - город нефтяной, а в наши дни нефть тоже выходит на первый план. Вы не прослеживали такую линию?
Сергей Безруков: Это как раз дело жителей Чулимска. Мой герой попал туда по другим обстоятельствам. Потому что он хотел выступать за правду! За эту правду его туда и сослали, ведь он справедливо стремился засудить сына высокопоставленного чиновника. Это тоже является очень актуальной темой, поэтому пьеса и современна.
В данный момент Сергей нигде не снимается: он решил что пока для него важнее поднять Московский Губернский театр, художественным руководителем которого он стал не так давно.
В этом сезоне в театре состоялись три премьеры.
Первую постановку - комедию по мотивам произведений А. Островского "Нашла коса на камень" - осуществил сам Сергей Безруков.
Второй премьерой стал спектакль Сергея Пускепалиса "Первое второе пришествие" по одноименному роману Алексея Слаповского.
На днях в Губернском театре с успехом прошла премьера спектакля "Прекрасное далеко" по пьесе Данилы Привалова. Третью премьеру доверили поставить молодому режиссеру Павлу Артемьеву.