Минкомсвязь: Перевод госуслуг в электронный вид избавил от очередей

Сегодня открывается XXVI Международная выставка телекоммуникационного оборудования, систем управления, информационных технологий и услуг связи "Связь-Экспокомм-2014".

Этот форум демонстрирует последние достижения отрасли, создает условия для более тесного взаимодействия между ее представителями и тем самым дает новый импульс для роста. Главным государственным IT-проектом последних лет стал переход к оказанию госуслуг в электронном виде. Система электронного межведомственного взаимодействия (СМЭВ) призвана связать между собой все органы власти. Она дает возможность гражданам не посещать ведомства для получения необходимых услуг.

Каким образом госуслуги переводятся в электронный вид?

Алексей Козырев, заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ: В части выстраивания СМЭВ перед нами стоят две задачи: создать ведомствам условия для взаимодействия друг с другом и реализовать то же самое для работы этих структур с гражданами. При взаимодействии с гражданами ведомства получают от них электронные заявки на ту или иную услугу, самостоятельно по СМЭВ запрашивают у других ведомств документы в электронном виде, а затем в электронном же виде предоставляют результат пользователю. Это экономит много времени: не надо стоять в очередях, получить госуслугу можно не выходя из дома, в том числе и оплатить госпошлину.

А какие именно органы власти уже входят в СМЭВ? Каково количество участников?

Козырев: К СМЭВ подключено более 9 тыс. организаций, включая федеральные и региональные органы власти, органы местного самоуправления, удостоверяющие центры. К 83 подключенным субъектам РФ со временем добавятся два новых - Крым и Севастополь. В целом СМЭВ на территории России проникла уже глубоко, до уровня муниципалитетов, мелких поселений, где есть доступ к Интернету, и ведомства могут взаимодействовать в электронном виде. В 2012-2013 годах через систему прошли в общей сложности более 1,6 млрд запросов. Если посчитать время, которое люди бы потратили на сбор бумажных документов, получилось бы более 100 млн часов. Этого времени достаточно, чтобы построить семь небоскребов.

Как много сведений уже предоставляется по Сети?

Козырев: Использование системы набирает обороты, чем больше ведомств подключается, тем больше сведений становится. Федеральные органы исполнительной власти сейчас предоставляют около 110 сведений в рамках СМЭВ. В прошлом году мы обеспечили предоставление всеми регионами сведений, которые необходимы федеральным органам власти для оказания услуг.

Это был набор из 18 видов сведений (например выписка из домовой книги, сведения из реестра безработных, о получении социальных выплат, о договорах социального найма и др.). В 2014 году стоит задача расширить перечень сведений до 24. В частности, ЗАГСы начнут предоставлять информацию в электронном виде через СМЭВ об актах гражданского состояния, которые они оформляют. 16 видов документов пока остаются документами личного хранения. Это регламентировано действующим Законом N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". К документам личного хранения относятся документы, удостоверяющие личность, документы воинского учета, свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния и пр. Мы стремимся, чтобы документов личного хранения не было вообще, и планомерно сокращаем этот перечень документов, подключая все новые и новые ресурсы.

Случаются ли перебои в работе системы?

Козырев: Мы отслеживаем ситуацию с количеством и качеством запросов, статус тех систем, которые выдают сведения. Но система большая, не все ведомства могут обеспечить бесперебойную работу сайтов, и отдельные сбои случаются. Но работа по быстрому реагированию ведомств уже налажена. Мы регулярно рассматриваем проблемы ведомств за определенный период, отмечаем неполадки, помогаем в устранении проблем и требуем, чтобы работоспособность электронных сервисов госорганов составляла не менее 98% от общего времени их работы. Данные анализируются, и могу сказать, что самые высокие показатели доступности сайтов в марте этого года были у сайтов МЧС, Росстата, минобрнауки, Росавиации, минпромторга. Надежность СМЭВ очень важна для такой страны, как Россия. Когда на Дальнем Востоке рабочий день начинается, а в европейской части страны еще ночь, важно, чтобы информационные системы были способны взаимодействовать вне зависимости от часовых поясов.

В некоторых регионах страны до сих пор есть проблемы с доступом в Интернет. Как обеспечивается работа СМЭВ на отдаленных и малонаселенных территориях?

Козырев: Минкомсвязь реализует программу по обеспечению ШПД малонаселенных пунктов. Волоконно-оптические линии связи дойдут во все пункты с населением от 250 человек. Программа рассчитана на 10 лет, но мы планируем завершить работу раньше. После ее реализации все органы власти муниципального, регионального уровня будут обеспечены доступом к Сети и к системе СМЭВ. Там, где сейчас есть проблема с подключением к Интернету, сотрудники подключенных к СМЭВ ведомств сами перевозят зашифрованную информацию на физических носителях в ведомство, которое пока не подключено. В некоторых случаях сохраняется взаимодействие на бумаге. Но для всех ведомств действует 210-ФЗ, который определил, что гражданин имеет право не предоставлять в ведомство определенные бумажные документы и оно не вправе их требовать.

Есть ли у минкомсвязи планы по развертыванию СМЭВ в Крыму и Севастополе?

Козырев: Планы есть. Но пока в Крыму и Севастополе происходит формирование региональных органов власти и наделение их полномочиями. Скоро там должен появиться региональный оператор инфраструктуры электронного правительства. Мы планируем провести стажировки сотрудников Крыма и Севастополя в регионах России. Конечно, поможем коллегам на месте развернуть систему электронного правительства. О конкретных сроках пуска системы говорить пока рано. Чтобы детально распланировать эту работу в новых регионах, нужно обследовать ту инфраструктуру, которая там сейчас существует в органах власти.

Какие госуслуги в электронном виде наиболее востребованы гражданами и бизнесом?

Козырев: В декабре 2013 года была утверждена концепция развития механизмов государственных и муниципальных услуг в электронном виде, и совместно с минэкономразвития мы по итогам исследования определили перечень из 35 наиболее востребованных услуг, которые покрывают более 80% всех потребностей физических и юридических лиц. К ним относятся регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания, регистрация автомототранспортных средств, регистрация прав на недвижимость, регистрация юрлиц и пр. Для бизнеса одна из самых востребованных услуг - подготовка и выдача разрешений на строительство. Для физлиц - согласование и проведение перепланировки жилого помещения. Есть ряд услуг, которые оказывают региональные и муниципальные органы власти: прием заявок на запись к врачу, зачисление детей в школы и детские сады, предоставление информации о ЕГЭ. Обычно для получения некоторых из этих услуг граждане должны 3-4 раза посетить госорганы. Мы хотим сделать так, чтобы посещать ведомство нужно было максимум один раз, а в идеале можно было обойтись и без этого. По каждой из услуг мы совместно с ведомствами подготовим программу по модернизации и внесем эти планы на рассмотрение правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. Сейчас мы пустили пилотный проект по переходу к электронным уведомлениям об административных правонарушениях ПДД в Москве и Московской области. Если водитель нарушил ПДД, ему придет уведомление по SMS и на электронную почту о том, что в его личном кабинете на портале услуг находится электронное заказное письмо о нарушении. Там же он может увидеть начисление штрафа, а после оплатить его онлайн с помощью банковской карты или электронных денег. Штраф мгновенно спишется. Кроме того, при своевременной оплате будет предоставлена скидка. У граждан уже есть возможность увидеть помимо штрафов все начисления. Это могут быть налоги, задолженность перед службой судебных приставов, то есть все, что человек должен государству, собрано в одном месте.

Какие основные принципы минкомсвязь реализует при переводе госуслуг в электронный вид?

Козырев: Мы не требуем лишних сведений, стараемся не запрашивать у гражданина те данные, которые ведомство может получить самостоятельно. Также мы считаем, что логин и пароль, которые гражданин получит после регистрации на портале госуслуг, должны подходить к любым государственным информационным ресурсам. Мы предлагаем гражданам получать уведомления об изменении статусов услуг, о наличии новых штрафов и других важных событиях в системе по SMS. Важной частью услуг должна стать онлайн-оплата пошлин, штрафов, начислений, возможность обратиться за получением услуги в любом регионе на территории РФ. Например, во всех регионах есть подразделения Федеральной миграционной службы. Неважно, где человек обратился за услугой, загранпаспорт он получает по одной и той же процедуре. Так что если зарегистрированный во Владивостоке гражданин живет в Москве, он может получить документ здесь. Или записаться онлайн в орган власти любого региона на удобную дату. Мы также работаем над интеграцией электронных и неэлектронных каналов информации. Это подразумевает, что заказать услугу можно любыми способами - через портал или многофункциональный центр (МФЦ), сотрудники окажут помощь в составлении заявки и сами передадут данные дальше. В МФЦ, кстати, можно оплатить услугу через инфоматы. А вот результат госуслуги гражданин получит на портале. Либо, если есть необходимость в получении документа на бумажном носителе, оформит доставку документа курьерской службой. Такой сервис сейчас доступен, в частности, клиентам визовых центров посольств зарубежных стран в России.