Новости

13.05.2014 00:43
Рубрика: Власть

Помощь в один клик

Госслужбы модернизируют свои сайты
Текст: Роман Терехин (член экспертного совета Комитета Госдумы по экономической политике, руководитель проекта "Общественная Дума")
Финансовая деятельность любой организации контролируется государственными органами, но в последнее время все чаще появляется информация о нововведениях в этих учреждениях, которые призваны сделать взаимодействие с ними более комфортным и эффективным. Безусловно, приятно сознавать, что контролеры не только ищут слабые места, но и помогают в организации расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. Наиболее востребованными могут стать интернет-сервисы.

Федеральная налоговая служба полностью перекроила свой сайт - теперь нет региональных сайтов, вся информация располагается на одном общем адресе www.nalog.ru. Для организаций наиболее интересен и полезен сервис "Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица", позволяющий без лишних проволочек, буквально не сходя с рабочего места, получать любые сведения по расчетам с бюджетом, справки из ЕГРЮЛ на свою компанию, вносить изменения в ЕГРЮЛ, в том числе регистрировать и снимать с учета обособленные подразделения, вставать на учет в качестве плательщика ЕНВД, подавать заявления и запросы, отслеживать их исполнение. Для получения всех этих благ необходимо получить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи (КСКПЭП) в аккредитованном удостоверяющем центре, что вместе с настройкой и установкой специального программного обеспечения для работы с эти ключом обойдется в 5-6 тыс. рублей. И потом ежегодно этот ключ необходимо будет обновлять (еще 1,5-2 тыс. руб.).

Для тех, кто только начинает свою предпринимательскую деятельность, ФНС разработала сервис "Создай свой бизнес". Это информационное руководство позволяет сравнить формы ведения бизнеса в качестве индивидуального предпринимателя и в виде юридического лица, информирует об основах законодательства, помогает заполнить платежное поручение. Кстати, последняя услуга выделена в отдельный сервис, весьма востребованный в последнее время в связи со значительными изменениями к заполнению этих документов при переводе средств в казну или бюджеты страховых фондов. Но, к величайшему сожалению бухгалтеров, этот сервис еще не полностью перенастроен под новые требования: в частности, до сих пор запрашивается ОКАТО вместо сменившего его с 1 января 2014 года кода ОКТМО, предлагается выбрать один из устаревших типов платежей. Аналогичным образом практически все сервисы, содержащиеся в "Личном кабинете", выведены по отдельности для широкого круга пользователей, не имеющих КСКПЭП. Каждый раз придется заново вводить свои данные, но если нет необходимости в постоянном обращении к той или иной услуге, это вряд ли будет слишком утомительно.

На сайте Фонда социального страхования уже давно функционирует сервис подготовки отчетов, при наличии у плательщика КСКПЭП через электронный портал можно сдать и сам отчет в электронном виде. В любом случае после регистрации на портале можно также сверять взаиморасчеты с фондом, узнавать о запланированных проверках страхователя и проверять состояние сданного отчета. Но еще более полезным представляется сервис "Пособия ФСС", помогающий правильно рассчитать пособия по больничным листкам и по уходу за ребенком. Этот расчет реализован только как таблица, заполнить которую в состоянии лишь бухгалтер - нет никаких пояснений для пользователя, что подразумевается под тем или иным признаком, используемым в расчете. Поэтому используется эта функция главным образом как инструмент для самопроверки. Но в дальнейшем при переходе на новую систему выплаты пособий (минуя работодателя), этот сервис наверняка станет основой для расчета пособий, зависящих от размеров заработка. Фонд не ограничивается имеющимися достижениями и готов расширять свои функции. В Госдуме уже обсуждается законопроект, по которому специалисты ФСС будут бесплатно консультировать граждан по вопросам получения социальных пособий (главным образом - пособия молодым мамам), помогать составлять документы правового характера, а также представлять интересы граждан в суде.

Пенсионный фонд пока консультирует лишь застрахованных лиц, то есть работников компаний по их пенсионным накоплениям. Организациям же и индивидуальным предпринимателя предложено для получения консультаций использовать онлайн-приемную на сайте ПФР, которая по сути представляет собой всего лишь ссылку для скачивания формы обращения.

Для организаций - страхователей более перспективным выглядит "личный кабинет", в котором реализованы основные потребности плательщиков-страхователей: сверка расчетов, проверка отчетности, расчет взносов, заполнение платежных документов. Для того чтобы начать пользоваться кабинетом, придется подать письменную заявку и получить в отделении ПФР код активации (лично, по почте или по телекоммуникационным каналам связи при наличии договора об электронном документообороте с ПФР).

Воспользоваться напрямую полученным ранее КСКПЭП в отношениях с ПФР не получится - фонд по старинке принимает электронную отчетность только через специального оператора связи, который осуществляет протоколируемый зашифрованный обмен данными между плательщиком и фондом. Поэтому для сдачи отчетности в ПФР в электронном виде необходимо еще заключить договор с оператором и оплачивать его услуги, что не очень удобно для МСБ.

Власть Работа власти Digital Технологии