15.05.2014 12:24
    Поделиться

    Журнал "Мурзилка" попал в Книгу рекордов Гиннеса

    Как легко рождаются и трудно выживают детские журналы
    Поколение компьютерное ничего не читает - так ли это? Раньше можно было перечислить детские журналы по пальцам одной руки: "Мурзилка", "Веселые картинки", "Барвинок", "Трамвай", "Юный натуралист". Для тех, кто постарше - "Пионер" и "Костер". Сегодня практически все живы и к ним прибавились: "Филя", "GEOленко", "Простоквашино", "Тошка и компания",  "Кукумбер", "Эскиз"  и т.д. Конечно, большинству родителей проще дать ребенку планшет в руки - и пусть играет в свое удовольствие, лишь бы не мешал. Но журналов детских много, а "Мурзилка" - один.  Мы поговорили с главным редактором журнала Татьяной Андросенко о том, как 90-летний журнал может оставаться интересным детям.

    Рынок детских периодических изданий сегодня насыщен. Появились новые журналы, с диснеевскими героями. Как выдерживаете конкуренцию?

    Татьяна Андросенко: Читатели выбирают "Мурзилку"! В 2012 году журнал занесён в Книгу рекордов Гиннесса, как "журнал для детей с самым длительным сроком издания". А появляющиеся переводные детские журналы - не конкуренты, они как появляются, так и исчезают. "Мурзилка" - всегда прекрасное литературное слово, хорошие и добрые рассказы, истории, приключения. Он вовлекает детей в интеллектуальные литературные, географические, экологические конкурсы, соответствующие их возрасту и интересам.

    С какими сложностями вы сталкиваетесь, выпуская старейший детский журнал?

    Татьяна Андросенко: Сложности прежде всего связаны с общим падением интереса к чтению у детей и их родителей, организацией подписки и доставки издания к читателю. Библиотекам страны, особенно школьным, не выделяются деньги на детские подписные издания (даже в Москве). Порой невозможно купить журнал и в розничных сетях. Нынешний рынок распространения в розницу очень жесток. Он диктует высокие цены как редакции, так и покупателю. Коммерческих условий детские издания выдержать не могут, и эти проблемы без помощи государства решить невозможно.

    Сейчас всюду тенденция: больше картинок - меньше текстов. А как у вас?

    Татьяна Андросенко: Внешний облик журнала изменился - яркий, красочный, с приложениями - настольные игры, "Картинная галерея", самоделки, кроссворды. Но мы по-прежнему привлекаем лучших писателей. В разные годы с "Мурзилкой" сотрудничали А. Барто, С. Маршак, К. Чуковский, Б. Заходер, С. Михалков. На произведениях Э. Успенского и Ю. Коваля выросло не одно поколение. Вот и стихи, сказки, рассказы современных авторов - А. Усачёва, С. Георгиева, П. Синявского, В. Лунина, М. Москвиной - пользуются у ребят большой популярностью. Журнал используют на уроках учителя начальных классов, библиотекари и воспитатели детсадов.

    С "Мурзилкой" в разное время сотрудничали лучшие художники: В. Сутеев, К. Ротов, Ю. Васнецов, В. Фаворский… Сегодня журнал не перешел  на фотоиллюстрации?

    Татьяна Андросенко: Почему же, очень часто в журнале печатаются фотографии, в том числе присланные читателями. Во многих изданиях используется компьютерное рисование. А у нас оно крайне редко - каждую страницу рисует художник и приносит нам оригинал. Сейчас сотрудничают с "Мурзилкой" такие талантливые иллюстраторы, как М. Волкова, П. Багин, Л. Багина, М. Бычков, А. Лукьянов, М. Митрофанов, Н. Салиенко, Е. Подколзин, А. Соколов, Д. Трубин, В. Чапля, Е. Кузнецова...

    Дети фанатеют сегодня от Лунтика, Смешариков, Смурфиков, Человека-паука в конце концов… Почему же про уникальный русский персонаж Мурзилку до сих пор не сняли мультфильм?

    Татьяна Андросенко: Мы были бы очень рады такому мультфильму с современным Мурзилкой. Почему бы не обращаться чаще к своим отечественным брендам, к своим сказочным героям? Это же талисман детства многих поколений. Редакция получила к юбилею тысячи поздравлений от трех поколений наших читателей - в разных формах, в том числе, видео и мультфильмы, посвящённые именно Мурзилке.

    Может, сегодня Мурзилка стал предпочитать электронную книгу бумажной?

    Татьяна Андросенко: Характер Мурзилки не изменился. Он всё такой же солнечный, любознательный непоседа, который умеет учиться, дружить, смеяться, интересуется всеми гаджетами. У нас создан познавательно-развлекательный сайт журнала "Мурзилка" для детей, родителей и воспитателей. Посетители сайта участвуют в конкурсах, разгадывают кроссворды, играют в игры. Организован доступ к полностью оцифрованному архиву журнала, благодаря чему можно читать все номера "Мурзилки" разных эпох, начиная с 1924 года (с момента выхода первого номера журнала) до сегодняшнего дня.

    Что надо уметь и знать тому, кто руководит "Мурзилкой"?

    Татьяна Андросенко: Любить свою профессию, людей, детей. Знать взрослую и детскую литературу. Но еще нужно знать нормативные правовые акты, закон о печати, тонкости редакционно-издательских дел, полиграфии, основы экономики и многое-многое другое. И любознательным главный редактор должен быть - как ребенок.

    Кстати

    Как отметит юбилей "Мурзилка"

    • К 90-летию журнала вышла книга-альбом "Художники "Мурзилки". 1924-2013". Под одной обложкой собрана бесценная коллекция работ художников-иллюстраторов, рисовавших для журнала "Мурзилка" с 1924 года по сегодняшний день. Книга, выпущенная редакцией журнала "Мурзилка" и издательством "ТриМаг" при поддержке Благотворительного фонда "Искусство, наука и спорт", стала лауреатом ежегодного национального конкурса "Книга года-2013" в номинации "Art-книга".
    • 17 мая Мурзилка приглашает всех на праздник "С "Мурзилкой" интересно жить! С "Мурзилкой" весело дружить!". Праздник пройдёт в детском музейном центре Музея русской усадебной культуры "Усадьба князей Голицыных "Влахернское-Кузьминки".
    • В сентябре 2014 г. состоится открытие музея Мурзилки.
    • В декабре этого года будет открыта юбилейная выставка работ художников журнала "Мурзилка".
    • Издательство "ТриМаг" готовит к выпуску трёхтомник "История страны глазами детского журнала", в котором будут представлены литературные произведения, художественные рисунки, письма детей с 1924 года по сегодняшний день.
    Между тем

    Самым молодым детским журналом стал "Тарарам", первый номер которого вышел в 2012 году. "РГ" позвонила главному редактору журнала Николаю Джумакулиеву, чтобы спросить, как идут дела. Радостных новостей не оказалось.

    Николай Джумакулиев: Журнал "Тарарам" больше не выходит. Сегодня очень тяжело выпускать периодическое детское издание - дорог его путь к читателю через розничных распространителей. Огромный детский журнальный мир, который нам остался по наследству, обретается где-то на задворках читательского внимания. Детские журналы вырождаются. Великие "Мурзилка" и "Весёлые картинки" цепляются за последних читателей из своей огромной читательской базы. Попробуйте найти их в свободной продаже - не найдете!

    Многочисленные франшизы, как правило, созданные по мотивам телевизионных проектов, наших и зарубежных, пожалуй, вот что развивается. Но это не тот уровень детской периодики, который нам нужен. Виктор Чижиков говорит, что художник обязательно должен пройти журнальную школу, чтобы уметь работать быстро и чётко по заданию, набивать руку на мелочах, расти. Виктор Александрович говорит о художниках, но это можно сказать и о детских писателях, поэтах. Журналы растят читателя, но растят и автора, и художника.

    Экономика нашего журнала была ничтожная: все работали с воодушевлением за небольшие гонорары. Но между нами и читателями непреодолимый барьер рынка. Сегодня у нас нет ни одного авторитетного, общеизвестного, признанного самыми разными людьми журнала для детей или подростков. Мне непонятно, почему никто не видит колоссальной важности детской периодики. Наши несколько номеров до сих пор вспоминают добрым словом, приятно, конечно. Но и грустно.

    Поделиться