Перроны и платформы - часть железнодорожных вокзалов, где не курят уже год. Но одно время в их зданиях собирались установить специальные курилки. Установят? И какие еще новшества ждут пассажиров? Есть ли недовольные при досмотре багажа, который проводят уже на всех российских вокзалах? Об этом "РГ" рассказал глава Дирекции железнодорожных вокзалов РЖД Сергей Абрамов.
Сергей Борисович, так будут на вокзалах курилки или нет?
Сергей Абрамов: Курение на вокзалах запрещено. Все! На Павелецком у нас была курительная комната, но теперь... там продают конфеты. И пока планов по организации таких комнат нет. Если будет решение правительства - сделаем. Хотя, конечно, лучше, чтобы люди вели здоровый образ жизни и приходили на вокзал заниматься спортом.
Это как? Багаж таскать?
Сергей Абрамов: Зря иронизируете. На Савеловском вокзале, например, работает фитнес-центр. Приходят жители соседних домов, пассажиры пригородного транспорта и сотрудники ближайших офисов. Это "первая ласточка" спортивного проекта. Наши партнеры намерены развивать свои услуги и на других вокзалах.
А следить за тем, чтобы на вокзалах не курили, и применять санкции к нарушителям - прерогатива полиции.
Летом на вокзалах бывает душно. Пассажиры жалуются. Что делаете, чтобы исправить ситуацию?
Сергей Абрамов: Там, где идет глубокая реконструкция зданий, мы все учитываем. На вокзалах внедряются новейшие технологии кондиционирования воздуха и вентиляции. В частности, подобные системы уже год, как эффективно функционируют в залах Павелецкого вокзала. Там же установлены сенсорные двери, которые позволяют в холодное время года сохранять благоприятный температурный режим.
Увы, многие российские вокзалы имеют существенный износ фондов. В ходе реконструкции мы также обеспечиваем их антитеррористическую безопасность, придаем первоначальный облик с частичной реставрацией. Но отмечу, что пятая часть российских вокзалов была построена в эпоху Романовых, а остальные - в условиях плановой экономики. Тогда о кондиционерах можно было только мечтать. Наша задача - адаптировать вокзалы к требованиям времени. Готовимся к проектированию вокзалов Санкт-Петербурга и Перми. На Курском, действительно, душновато, хотя и был текущий ремонт. Сейчас мы проектируем современное здание вокзала, к которому можно будет подъехать и со стороны Яузы.
А что нового предлагаете для ориентации по вокзалу?
Сергей Абрамов: Напольная навигация, увы, оказалась непопулярной. Но у нас есть не только статичная, но и активная навигация. На каждом вокзале можно загрузить на гаджет страничку вокзала.
Это происходит автоматически, когда подключается бесплатный Wi-Fi. И там есть схема и полный перечень услуг. Этой виртуальной навигацией уже воспользовались миллионы. На 78 вокзалах Дирекции обеспечивают бесплатный доступ в Интернет по технологии Wi-Fi.
А что с туалетами на вокзалах? Там бывают такие очереди...
Сергей Абрамов: Мы уже выработали типовые решения. На всех вокзалах после реконструкции внедряются стандартизированные санитарно-гигиенические комнаты. Предусмотрены кабины для маломобильных граждан.
На московских вокзалах комнаты нового образца уже эксплуатируются. При контроле деятельности мы внимательно относимся и к этому аспекту обслуживания пассажиров. Жалобы и нарекания не остаются без соответствующих действенных мер.
Обеспечение безопасности пассажиров учитываете при реконструкции?
Сергей Абрамов: Вы помните, как террористы попытались проникнуть в здание вокзала Волгограда. Их остановили на пороге, где и произошел взрыв... Событие для страны и компании трагическое.
И это был не первый случай, когда на железнодорожную инфраструктуру посягают преступники. Поэтому в свое время правительством и руководством РЖД были даны распоряжения по обеспечению дополнительных мер безопасности транспортных объектов. Готовилась нормативная законодательная база федерального и регионального уровня. Мы не могли ждать и взяли на себя ответственность по проведению мероприятий, направленных на предупреждение террористических угроз.
Для защиты пассажиров на входе вокзалов появились досмотровые павильоны. Багаж и ручная кладь проходят через спецоборудование и внимательно просматриваются специалистами по контролю и мониторингу. Посты охраны значительно увеличились.
Сотрудники досмотровых зон регулярно выявляют подозрительные предметы. Именно своевременное появление досмотровой зоны на волгоградском вокзале позволило минимизировать количество жертв теракта. Мы восстановили здание за четыре месяца по первоначальным проектам. На привокзальной площади вновь появился знаменитый фонтан.
А на других вокзалах досмотровые зоны удалось вписать?
Сергей Абрамов: Ни один вокзал, который был построен ранее, за исключением тех, что мы сейчас проектируем с ноля, не учитывал необходимость пространства для досмотровых зон.
Так что пока досмотровые мероприятия будут проводиться внутри вокзалов.
Но мы планируем распространить опыт Сочи. Там досмотр пассажиров и посетителей проводится на привокзальной территории.
Новые вызовы требуют от нас новых решений. В Сочи мы смогли найти понимание в органах власти и начали проводить досмотр в павильонах по периметру вокзалов. Такое же понимание мы встретили и в Воронеже. Надеюсь, что и в других регионах мы быстро придем к взаимопониманию.
А как быть с небольшими платформами, там будут проводить досмотр?
Сергей Абрамов: Надо здраво оценивать силы и средства. Ставить рамки на каждой платформе - не выход.
Есть системы видеомониторинга, сопровождение поездов сотрудниками МВД и так далее. Компания изучает и постепенно внедряет передовые системы безопасности и оповещения.
Сообщение поездов с Украиной осуществляется в штатном режиме. Они идут по расписанию, сообщили "РГ" в РЖД.
На территории этого государства соблюдается все международные правила по перевозке пассажиров, в том числе и охрана поездов. А вот график движения в Крым через Украину еще не согласован, уточнили в РЖД. На это осталось всего пять дней. Эксперты волнуются, что успеть за это время все утрясти, будет сложно.
В Финляндии запрещено курение в поездах и на территории вокзалов. За нарушение этого правила взимается штраф в размере 300 евро. Поэтому курильщики с дымящимися сигаретами в руках толпятся у входов на вокзалы и жалуются, что администрация железных дорог не выделяет им отдельного места для курения. Зато, например, на вокзале города Хельсинки имеется огромный современный спортивный зал. Но как ни странно, путешественники там спортом не занимаются. И фактически получается, что хельсинкский вокзал продает абонементы на занятия в спортивном зале только жителям столицы. Никаких систем безопасности или осмотра багажа путешественников на финских вокзалах не имеется. За порядком на железных дорогах следит полиция, которая при необходимости прибывает на место по вызову. Вызвать стражей правопорядка можно по специальным бесплатным телефонам, которые вмонтированы в стены зданий вокзалов.
В Южной Корее практически все железнодорожные вокзалы крупных городов помимо привычной функции по принятию и отправке поездов выполняют еще и роль туристических информационных центров. На вокзалах, как правило, обязательно есть информационный стенд с бесплатными буклетами и картами по городу и окрестностям с обозначенными на них интересными местами. Кроме того, если возникнут вопросы, то можно обратиться в работающие на вокзалах специальные справочные, ориентированные во многом на нужды иностранных гостей. Сотрудники там могут не только ответить на вопрос в стиле: "А что тут у вас в городе стоит посмотреть?", но и помогут заказать гостиницу, такси и дать какие-либо советы. Кроме того, в последнее время компания Корейская корпорация железных дорог активно развивает направление "туристических поездов", которые ходят по весьма интересным в туристическом плане маршрутам. Так что на вокзале также можно спланировать и свою подобную поездку на будущее, сочетая путешествие на поезде с осмотром известных достопримечательностей. Среди прочих "дополнительных функций" железнодорожных вокзалов можно также выделить услуги по предоставлению конференц-залов. Так что при желании прямо на вокзале можно провести деловое совещание, рабочую "летучку" и прочие аналогичные мероприятия. Представители корейских компаний этим, кстати, весьма часто пользуются. Что же касается курения, то в Корее с этим на вокзалах строго - курить в самих вокзалах нельзя нигде. Специальные "курилки" можно встретить на платформах, но не внутри зданий.
В Латвии железнодорожные вокзалы небольшие. На рижском вокзале даже нет залов ожидания. Люди с сумками и чемоданами вынуждены стоя ждать поезда или же прогуливаться вдоль торговых павильонов, построенных прямо внутри здания вокзала. Для удобства путешественников на территории вокзала есть почта, банкоматы и небольшие отделения нескольких банков. Спортивного зала и комнаты для курящих нет. Курить можно только в десяти метрах от входа на вокзал. Никаких особых мер безопасности также не предусмотрено. Путешественников и их багаж никто не досматривает. Отделения полиции на вокзале нет. Стражи правопорядка осуществляют патруль на перронах только тогда, когда приходят международные поезда.
В Германии привычных в нашем понимании "залов ожидания" и огороженных барьерами мест отдыха, в которые пропуск только по билетам, на вокзалах не увидишь. Да и современные немецкие вокзалы для долгого пребывания не приспособлены. На главном вокзале Берлина, например, транзитные пассажиры могут скоротать время в одном из 80 магазинов и заведений общественного питания. По такому типу работают все двадцать крупных вокзалов в Германии, которые находятся на балансе АО "Немецкие железные дороги". Как рассказал "РГ" его официальный представитель Михаэль Грешниок, транспортный концерн взимает с владельцев магазинов и других заведений арендную плату, финансируя так содержание вокзалов. Характерно для германских вокзалов отсутствие контроля, заграждений и пропускных пунктов. Не увидишь на них и униформированных представителей служб безопасности, нет ни отделения полиции, ни медпункта, ни комнаты матери и ребенка. Все туалеты - коммерческие. Они зачастую оснащены душевыми кабинами.
Подготовили Надежда Ермолаева, Анна Розэ, Олег Кирьянов