Долгие годы он был главной персоной российского телеэкрана, представляющей многомиллионной российской аудитории богатейший мир классической музыки в самых разных форматах: и на сценах концертных залов, и на телеканале "Культура", где вел циклы "Шедевры мирового музыкального театра", телепроекты "Большая опера", "Большой балет", передачи "Романтика романса", "В вашем доме" и другие. Его талант был особенным, потому что так говорить о музыке, так понятно "переводить" ее смыслы для массовой публики, не удавалось в этом поколении практически никому. Он действительно был человеком той "большой русской культуры", которая казалась уже почти утраченной в последние десятилетия. И, по сути, всю свою жизнь он выступал хранителем и проводником этой культуры, ее верным рыцарем. За это его и ценили миллионы людей.
Гроб с телом Святослава Бэлзы будет перевезен из Мюнхена в Москву. Дата прощания и похорон будет известна позже.
Денис Мацуев, пианист:
- Это все произошло так внезапно, в больнице в Мюнхене. И я не представляю себе телеканал "Культура" без Бэлзы. Это неправда, что нет незаменимых. В российской концертной жизни без Святослава Бэлзы наступит пустота. Он был выдающимся человеком: эрудитом, критиком, музыковедом, интеллигентом. Все, что он делал - концерты, телепередачи, это были такие мастер-классы! Он обладал такими уникальными глубокими знаниями в музыке и литературе. Он был очень светлым, открытым, бескорыстным человеком, моим настоящим другом.
Дмитрий Бертман, режиссер, художественный руководитель "Геликон-оперы":
- Мы общались со Святославом Игоревичем многие годы. Он начал ходить к нам в "Геликон" сразу после открытия театра, а в последнее время мы с ним часто фантазировали, как будем открывать "Геликон" после реконструкции. Я был уверен, что именно он будет вести открытие. Думаю, что для каждого из нас Святослав Бэлза - это, прежде всего, образ настоящего русского интеллигента, аристократа. Он обладал абсолютно энциклопедическими знаниями (это шло из семьи: отец его - Игорь Бэлза был крупным музыковедом) и образцово красивой речью. Ведь все, что он произносил - это был настоящий высокий русский язык! Причем, тексты ему никто не писал и суфлером "в ухе" он никогда не пользовался. У него была феноменальная память и способность "сканировать" текст: достаточно было только взглянуть на страницы программ или либретто. Для ведущего - это уникальные качества. Но на ТВ без него не могли обойтись и потому, что его любила публика, телезрители доверяли ему. Он был искренен на экране, не играл никакой роли, был подлинным. И, по сути, стал послом музыки - и для зрителей, и для всех музыкантов. Как никто, он знал музыкантов России, дружил с ними, аккумулировал их, никогда ни с кем не враждовал. И это многое говорит о нем, как о человеке. Мы с ним делали много программ на канале "Культура", в том числе "Большую оперу". У Святослава Бэлзы был имидж, что он очень серьезный человек, но на самом деле он любил шутки и обладал прекрасным чувством юмора - причем, не обывательским, а глубоким. Но главное - был абсолютным профессионалом. Однажды я делал вечер балетной премии в Большом театре, а Бэлза вел церемонию. Там возникла непредвиденная ситуация, и я за кулисами попросил Святослава Игоревича заполнить паузу в семь минут. Он вышел на сцену Большого театра и без всякой подготовки семь минут говорил забитому битком залу о модерновой хореографии! И как! Искусство, любовь к искусству - в этом была его жизнь. Он каждый день вел какую-то программу, летал на концерты в разные регионы, в другие страны, вел телевизионные трансляции в Париже. Он говорил о музыке, о театре в торжественных, возвышенных тонах. Он выходил к нам в смокинге и бабочке. И мы все чувствовали себя в его обществе дамами и кавалерами. И этот его образ - аристократический, возвышенный, останется с нами.
Андрей Максимов, писатель, журналист, телеведущий канала "Культура":
- Конечно, поверить в смерть Святослава Белзы невозможно: настолько он был живым, активным доброжелательным человеком. В сегодняшней жизни сама профессия телеведущего вызывает много, скажем так, споров. Так вот Святослав Игоревич доказывал, что телеведущий может быть интеллигентным, умным и знающим человеком. Он задал такую планку профессии, до которой надо тянуться и тянуться. Сам факт его существования заставлял подтягиваться. С ним всегда было интересно, надежно и спокойно. Долго еще надо будет привыкать к мысли, что его нет с нами.