"Народная" реклама в последнее время стала как-то особенно заметна. Объявления расклеивают на любых вертикальных поверхностях: столбах, заборах, фасадах зданий, афишных тумбах, автобусных остановках. Выглядит отвратительно, да и польза, мягко говоря, сомнительна. Однако выступить единым фронтом в борьбе с бумажным спамом городские власти не могут. Каждое ведомство отвечает только за свой конкретный участок и порядок на нем. К примеру, комитет по благоустройству срывает лишь те объявления, которые расклеены на остановках общественного транспорта и дорожных ограждениях. "Ленсвет" отвечает за фонарные столбы, а стены зданий и водосточные трубы - это уже головная боль управляющих компаний или собственников.
Как ни странно, даже дворники не могут самовольно бороться с незаконной рекламой на фасадах домов. По словам бухгалтера одной из обслуживающих организаций Светланы Батруновой, стена конкретного дома принадлежит конкретному ТСЖ, ЖСК или находится в ведении районных властей. Проверять, что именно на ней размещено, в сферу деятельности дворника не входит. Удалять объявления можно только в рамках договора, заключенного с собственником, или по его письменному заявлению.
Пользуясь безнаказанностью, авторы объявлений предлагают услуги на любой вкус: кредиты, перевозки, отели, несерьезные знакомства. С первыми двумя можно бороться в правовом поле, так как эти услуги требуют лицензирования. А вот разноцветные листочки с объявлениями типа "Познакомлюсь для встреч", "Отдых для мужчин" или "Возврат прав на любой стадии" (причем не только на русском, но и, к примеру, на узбекском языке) должны представлять особый интерес для городской полиции. В ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области признаются, что у правоохранительных органов есть случаи выявления притонов и борделей с помощью рекламы. Однако указать точное количество таких эпизодов полицейские отказываются, ссылаясь на необходимость сохранять в тайне источники оперативной информации.
Ловить расклейщиков и бороться таким образом с незаконной рекламой полицейские тоже не могут. Несмотря на то что в городском законе об административных правонарушениях есть отдельная статья "Размещение объявлений, материалов рекламного характера и иных информационных материалов вне специально отведенных для этого мест" и отдельно - "Организация распространения и распространение рекламной и иной информационной печатной продукции эротического характера, содержащей в том числе скрытое предложение сексуальных услуг". Максимальный штраф - до 30 тысяч рублей. Однако Верховный суд РФ запретил привлекать полицию для составления протоколов в случае нарушения местных законов.
В соответствии все с тем же законом протоколы могут составлять чиновники городской администрации. Уполномочены, но не обязаны. Вероятно, именно поэтому обнаружить таких ответственных корреспонденту "РГ" не удалось.
Способ, которым власти собрались решить проблему, удивительный: они решили... создать еще один комитет.
- Сейчас мы занимаемся формированием административного комитета, своего рода муниципальной полиции, которая будет заниматься взиманием городских штрафов, а также будем подключать к процессу муниципальные власти и собственников домов, - говорит глава комитета по законодательству парламента Санкт-Петербурга Виталий Милонов.
На практике это означает, что в Петербурге просто появится еще одно подразделение чиновников. Расчеты, покроют ли штрафы от нарушителей расходы на содержание нового комитета, в городском правительстве, по всей видимости, не производились.