Ковальский: Такой коллекции неофициального искусства нет нигде

28 июня легендарная "Пушкинская - 10" отметит свое двадцатипятилетие. По случаю четвертьвекового юбилея уже запланированы масштабные мероприятия, которые начнутся в самом арт-центре и продолжатся осенью в Русском музее и в атриуме Эрмитажа. Однако, этого мало: Сергей Ковальский - вице-президент, основатель и хранитель традиций "Пушкинской - 10" ставит перед собой цель - вписать имена русских художников в контекст мирового искусства.

Два с половиной десятилетия назад вами были созданы "Товарищество "Свободная культура", Арт-Цент "Пушкинская - 10". Как следствие - в стенах арт-центра прошли тысячи выставок, концертов и конференций. Но был ли сделан вклад в сохранение культурного наследия страны?

Сергей Ковальский: Мы проделали серьезную работу, собирая, документируя и катологизируя искусство Ленинграда-Санкт-Петербурга второй половины XX века. Такой коллекции произведений "неофициальных" художников как у нас, нет нигде: ни в Русском музее, ни в Третьяковской галерее. Итогом этой работы стал выход  уникального трехтомного издания и каталога коллекции нашего музея.

Мало кто об этом знает, но художники "Пушкинской - 10" - это первое поколение творческих людей, не признанных советской властью, которые не захотели бежать за границу: опыт арт-центра дал понять - современным художникам есть место на Родине. Ну и, наконец, главное: "Товарищество "Свободная культура"  - это единственное творческое объединение в мире, ответственность за работу которого несут сами художники: любые проблемы - от творческих до коммунальных лежат на наших плечах. Впервые с 1932 года, с момента подписания указа о создании единых союзов - Союза художников, Союза писателей и т.п. в России появилась творческая организация, независимая от власти.

Почему вы не хотите получить статус госучреждения? Благодаря этому вы могли бы получать деньги из городского или федерального бюджетов.

Сергей Ковальский: Мы признаны на федеральном уровне, но не являемся госучреждением. И это наша позиция: оставаться независимым художественным пространством Арт-Центра "Пушкинская-10", которое мы именуем "Параллелошаром", параллельным пространству деятельности государства. Еще в 1994 году, давая интервью в эфире радиостанции BBC, мы с Сергеем Курехиным заявили о суверенитете "Пушкинской - 10".

Но если бы "Пушкинскую - 10" еще в 1989 году не признала советская власть, вряд ли бы товарищество дожило до четвертьвекового юбилея?

Сергей Ковальский: Во времена Горбачева до нас никому не было дело. Аварийный дом, вставший на расселение, мы заняли без боя. Взяли в руки фомки и пошли вскрывать квартиры. Те, в которых еще кто-то жил, не трогали, а остальные занимали под собственные мастерские. Таким образом мы осуществляли борьбу за право творческого человека иметь место для творчества. Я тогда только что вернулся из Америки, где подробно изучил специфику организации сквотских движений и коммун. Мне было ясно: нечто подобное надо организовать и в Ленинграде. Но как?

И вот однажды выпивая в сквере возле памятника Пушкину на улице, носящей его имя, мы с друзьями - Юлием Рыбаковым и Евгением Орловым увидели разваливающееся здание. Именно на него указывала рука Пушкина. А почему бы не организовать сквот в нем? - решили мы и пошли осваивать помещения. Но поскольку очень скоро выяснилось, что на Пушкинской - 10 будут обитать не только художники, но и музыканты, пришлось строить еще и сцену. Ее мы соорудили из лесов, которые принесли с ближайших строек. Только что организованное пространство мы зарегистрировали как ленинградское отделение Московского фонда имени Пушкина - как дань уважения поэту, указавшему перстом в нужную сторону. А год спустя до городских властей дошла информация о том, что аварийный дом на Пушкинской обитаем - и нам отключили отопление. Тогда мы решили осуществить массированную атаку на городское правительство и депутатов Ленсовета: в одно и то же время мы выставили пикеты возле Мариинского дворца, прошли группой протеста против произвола городских властей по Невскому проспекту, и нам пришлось прорываться на заседание депутатов нашего района. Как только микрофон освободился, я взошел на трибуну и рассказал о проблемах, с которыми столкнулись художники с Пушкинской улицы. Благодаря всему этому и поддержке Юлия Рыбакова, который в то время уже был депутатом Ленсовета, нам вернули отопление.

Как удалось справится с проблемами, связанными с аварийным состоянием дома? На вас не валилась штукатурка, под вами не проваливались ступени?

Сергей Ковальский: Вскладчину мы заказали исследование фундамента здания. И оно показало: еще немного, и дом рухнет. И вот тогда перед нами встал вопрос: бросать помещение или ремонтировать? Но нам повезло: после регистрации в 1991 году "Товарищества "Свободная культура", Анатолий Собчак официально передал нам Пушкинскую - 10 со всеми ее дворами под создание культурного центра. Благодаря этому Михаил Маневич, бывший в ту пору председателем Комитета по управлению городским имуществом, нашел под нас инвестора. Согласно договору, заключенному с КУГИ, инвестор обязался после реставрации передать городу 30 процентов отреставрированных им помещений. А город, в свою очередь, отдал их нам. Но полученные от города площади - это еще не культурный центр, поскольку они не были приспособлены под мастерские, музейные площадки, галереи и сцены. И вот тогда под руководством Рафаэля Даянова мне пришлось осваивать специальность архитектора. И уже овладев азами профессии, делать эскиз-проект будущего Арт-Центра "Пушкинская-10".

Анатолий Собчак был единственным политиком, принявшим участие в становление пространства?

Сергей Ковальский: Анатолий Собчак, прежде чем покинуть Петербург и уехать во Францию, зашел на Пушкинскую, чтобы убедиться, в том, что арт-центр действительно существует. Он же предложил организовать нам выставку в Смольном. И лично открыл ее. Как ни странно, но в 1987-1994 годы  во власти были люди, с которыми можно было говорить о культуре. Это время максимальной художественной свободы. Еще Михаил Швыдкой как-то в неофициальном разговоре пригласил меня в министерство культуры, чтобы он в спокойной обстановке мог выслушать о проблемах товарищества. Он думал, что я не доеду до Москвы и не добьюсь встречи с министром. А я приехал и без всяких предварительных записей, минуя всех, зашел в его кабинет. Говорили долго, но бестолково, как показалось. Но одно мое появление в министерстве культуры стало сигналом для остальных чиновников: "Раз Ковальский общается с министром культуры Михаилом Швыдким, "Пушкинскую-10" игнорировать нельзя!". Не мешал нам мэр Владимир Яковлев. А Валентина Матвиенко, будучи губернатором Санкт-Петербурга, поддержала "Пушкинскую -10" с финансовой стороны.

Когда годы борьбы за неофициальную ленинградскую культуру позади, какие вы ставите перед собой задачи?

Сергей Ковальский: Задача Музея нонконформисткого искусства, который мы зарегистрировали на Пушкинской, не просто собрать, но и проанализировать неофициальное искусство ленинградских художников второй половины двадцатого века. И как следствие - вписать его в контекст русского искусства. Уже потом добиться признания русского искусства на мировом уровне. К сожалению, пока о нас в мире знают лишь по творчеству художников-авангардистов начала прошлого века.

Хотелось бы изменить ситуацию и с меценатством. Дмитрий Медведев, еще на посту президента, затронул вопрос о предоставлении ощутимых налоговых льгот для людей, жертвующих на искусство, однако, закон не работает до сих пор: жертвовать на искусство по-прежнему не выгодно. Художникам говорят: "Продавайте свои картины и тем самым зарабатываете себе на жизнь". При этом мало кто задумывается о том, что за семьдесят лет существования Советского Союза русских людей отучили вкладывать деньги в приобретение произведений искусства. Опыт оформления квартир графическими и живописными работами в России утерян. Как следствие - галерейный бизнес в стране убыточен. С момента развала СССР прошло 23 года, чтобы ситуацию переломить, должно пройти еще 47 лет. И моя задача, сделать все возможное, чтобы сократить этот срок хотя бы вдвое. Я отдаю себе отчет в том, что не доживу до этого времени, но я хочу найти или воспитать преемника, который впоследствии займет мое место в арт-центре. И продолжит борьбу за права творческого человека. Пока в Конституции России не появится новая первая статья, гласящая о приоритете культуры над всеми видами деятельности государства, нам есть о чем беспокоиться.

Справка "РГ"

Сергей Ковальский - художник, куратор и писатель. Родился в 1948 году в Ленинграде. Лауреат "Царскосельской премии". Один из организаторов Товарищества Экспериментального Изобразительного Искусства (ТЭИИ), Арт-Центра "Пушкинская - 10", Музея Нонконформистского Искусства. Член Международной Ассоциации искусствоведов. Работы Сергея Ковальского находятся в коллекциях Государственного Русского музея, Эрмитажа, Музея истории Санкт-Петербурга и многих других.