Новости

12.06.2014 13:46
Рубрика: Культура

Что стало со Светланой Савеловой после "Семи стариков и одной девушки"

Самый яркий успех в кинематографе зачастую оказывается еще и самым быстротечным. Пройти через славу и забвение пришлось многим советским актерам, но, пожалуй, одним из ярчайших примеров сказки с печальным концом является судьба популярной артистки 60-х годов. Красивая и обаятельная актриса попала в кинематограф по чистой случайности, прославилась на всю страну, но неожиданно для себя оказалась совершенно невостребованной на несколько десятилетий.

Сегодня мы рассказываем о творческом и жизненном пути Светланы Савеловой.

Ранние годы и попадание в кино

Светлана родилась в Крыму в самый разгар Великой Отечественной войны. Пережив непростые военные и последующие годы, симпатичная девушка не строила планов относительно кинокарьеры, свою жизнь она мечтала связать с медициной. Сразу после школы, прежде чем отправиться поступать в медицинский институт, она устроилась работать в одну из севастопольских аптек. Именно это сделало возможной ту случайность, которая и привела Светлану в большое советское кино.

Тогда, в начале 60-х, режиссер Яков Сегель работал над мелодрамой "Прощайте, голуби". Главную героиню - медсестру Таню - он представлял себе настолько четко, что, просмотрев несчетное число кандидаток на эту роль, так и не обнаружил "ту самую". В результате съемочная группа даже начала работать над сценами без ее участия, а безутешный режиссер отправился из Киева, где проходили съемки, в Севастополь. Мучаясь от мигрени, он зашел в одну аптеку, и там увидел за прилавком свою будущую звезду - именно та наивность во взгляде, именно те белокурые локоны и так далее. Сомнений у Сегеля не было. Так аптекарша Света попала на экраны советских кинотеатров.

 
 
 
 
 
 

Картина получилась блестящей, и покорила не только отечественного, но и зарубежного зрителя. Светлана Савелова отложила в сторону мечты о простом счастье труженика советской медицины: впереди ее ждали новые роли и распахнутые двери театрального училища имени Щукина.

Семь стариков

Однако следующей действительно звездной роли Светлане пришлось ждать целых восемь лет. В 1968 году на экраны вышла знаменитая комедия "Семь стариков и одна девушка". Савелова сыграла центрального персонажа Лену Величко - молодого тренера, которой выпала "высокая честь" укреплять здоровье группы людей преклонного возраста. Позитивная и ненавязчивая картина не стала главным хитом своего года, ведь в то же время вышла одна из лучших советских комедий "Бриллиантовая рука". Как бы то ни было, зрителям фильм приглянулся, и до сих пор смотрится с большим удовольствием. Актрисе же он дал надежду на новый виток карьеры, которого в итоге так и не случилось.

На роль Лены Величко претендовали многие популярные в то время актрисы - Наталья Селезнева, Людмила Гладунко. Но у режиссера Евгения Карелова требования к кандидаткам были серьезные. Последняя, например, не получила роли, потому что "не смешно плакала". У Светланы тоже не все сразу складывалось гладко. В качестве консультанта во время съемок фильма выступила супруга сценариста Альберта Иванова - настоящая выпускница института физкультуры. Ей достаточно долго пришлось учить Савелову командовать своей группой: актриса никак не могла правильно произносить команды, то слишком растягивая слова, то выбирая неправильную интонацию. Но в конечном итоге образ Светлане удался.

У фильма, конечно, были и свои недостатки. Троица "Трус, Балбес, Бывалый", которая в полнометражном кино в полном составе появилась в "Семи стариках" в последний раз, оказалась здесь чем-то совершенно "инородным". Так, во всяком случае, говорил после выхода фильма Юрий Никулин. Впрочем, когда фильм был готов, он достаточно легко получил одобрение "сверху" и отправился покорять экраны страны.

Семь фильмов

Помимо "Прощайте, голуби!" и "Семи стариков" Светлана за свою карьеру снялась всего в пяти лентах. После первого успеха в "Голубях" последовал фильм исторический и куда менее успешный - "Слуша-ай!", перенесенная на экран биография Феликса Дзержинского, экранизация рассказов Юрия Германа.

Далее последовала легкая и тепло принятая зрителями лирическая комедия "Зеленый огонек". Фильм повествовал о поездках молодого таксиста Сергея на стареньком "Москвиче" по улицам столицы, а Светлана играла главную из его спутниц. Примечательно, что героиня Ира получила фамилию актрисы - Савелова. Наглядное свидетельство большой популярности.

В 1966 году вышла своеобразная сатирическая комедия "Последний жулик". Светлое коммунистическое будущее (причем, не далекое), в стране не осталось преступности. Из тюрьмы выходит последний преступник Петя, который намерен взяться за старое. Но помимо преступности, в СССР также не осталось как таковой денежной системы. Отчаявшийся было "последний жулик" встречает девушку Катю, влюбляется в нее и забывает о своих преступных планах. Нетрудно догадаться, кто эту девушку играл.

После этого также была мелодрама "День солнца и дождя", где Светлана сыграла старшую сестру главного героя - семиклассника Алеши.

А в том же году, что и "Семь стариков", вышел фильм, который, как и "Прощайте, голуби!", перевернул жизнь актрисы. И здесь ее партнером также выступил Алексей Локтев. Лента "По Руси" оказалась полным провалом: ранние произведения Максима Горького сложились в не самый удачный сценарий, который создатели фильма пытались компенсировать присутствием популярнейших в то время актеров. Однако фильм это не спасло, а он в свою очередь нанес серьезный удар по артистам: Светлане после этой картины больше не предлагали роли. 

Театр, личная жизнь и последние годы

Когда карьера в кино неожиданно подошла к концу, в жизни Светланы Савеловой все еще оставался театр. После окончания Щукинского училища в 1965 году актриса оказалась в Театре Вахтангова, а затем перешла в Театр имени Ленинского Комсомола. Настоящий расцвет ее творческой жизни связан с приходом в "Ленком" Марка Захарова - режиссера, который находил со  Светланой общий язык, видел в ней большой потенциал и давал хорошие роли.

 
 
 
 
 
 

С этим же местом связаны и приписываемые ей романы - с Александром Звягинцевым, а позже Николаем Караченцовым. Однако личная жизнь ее была в чем-то схожа с жизнью творческой: яркие взлеты сменялись неминуемыми падениями. Еще в студенческие годы она состояла в непродолжительном браке. Романы с партнерами по "Ленкому" заканчивались разочарованиями. Последние мужчины Савеловой злоупотребляли алкоголем, и это пристрастие не обошло стороной и ее. С 80-х Светлана стала получать все менее значимые роли уже в театре, а в последние годы жизни и вовсе стала приходить туда только за зарплатой. Несмотря на все старания Марка Захарова убедить ее вернуться к нормальной жизни и работе, еще две ее мечты остались несбывшимися - о театральных успехах и, главное, о семейном счастье.

Последние годы Светлана провела в одиночестве. Квартиру в центре поменяла на скромное жилье на окраине, жила в нужде, в театре уже не играла - лишь числилась в труппе, приходила за скромным окладом. Зимой 1999 года даже этого не случилось. Через несколько дней Савелову, скончавшуюся на 58-м году жизни, обнаружили в ее квартире.

У нее не осталось семьи, о которой она так мечтала, но все же Светлана Савелова оставила яркий след в истории советского кино, несколько раз сыграв, по сути, саму себя - обаятельную, красивую и искреннюю женщину.

Культура Кино и ТВ Наше кино РГ-Дайджест
Добавьте RG.RU 
в избранные источники