30.06.2014 23:45
    Поделиться

    Крупные компании поспособствуют развитию моногородов

    В России насчитывается 342 моногорода, большую часть которых следует отнести к категории депрессивных. Проблемы этих городов схожи. Можно ли найти для них "типовые" решения, обсудили эксперты на "круглом столе" "Как развивать экономику моногородов России: взаимодействие бизнеса и власти".

    Эксперты отмечают, что моногорода были для своего времени прогрессивными производственными площадками. "Они были созданы разумно. Производство находилось в непосредственной близости к источнику ресурсов: рядом с месторождениями полезных ископаемых энергоемкое производство строилось рядом с электростанцией. Такие производственные цепочки были конкурентоспособны и жизнеспособны. Потом части производства оказались в разных руках, что привело к разрыву производственных цепей", - рассказывает Вадим Гераскин, заместитель генерального директора по связям с государственными органами компании "Базовый элемент". Сегодня для таких городов приходится искать новые успешные бизнес-модели, которые дадут людям работу, а городу экономическое процветание.

    Наиболее заинтересованы в развитии моногородов компании, уже имеющие в них предприятия

    Для того чтобы понять, какие решения подходят для каждого из городов, компания "Базовый элемент" и фонд "Центр стратегических разработок - Регион" провели исследование, в котором выделили несколько типов моногородов. Первый вариант - это динамичный город с хорошо работающим, но постепенно деградирующим предприятием. "Предприятие может прекрасно работать, но исчерпал себя источник ресурсов, к примеру, рудник", - говорит Вадим Гераскин. Решением для таких городов может стать реализация на территории города инвестиционных проектов и создание индустриальных парков. Плюсом моногорода такого типа является наличие хорошей инфраструктуры и трудовых ресурсов, которые по профилю могут подходить планируемому для реализации инвестиционному проекту. В этом случае для нового предприятия будет решена проблема нехватки квалифицированных кадров. Также возможно, что само предприятие динамично развивается, город же, напротив, деградирует. Моногорода, создававшиеся в советское время, далеко не всегда адаптируются к новым реалиям. Их инфраструктура устаревает, молодежь разъезжается, несмотря на перспективы наличия места на работающем предприятии. В этом случае проблему могут снять точечные меры по восстановлению инфраструктуры и решению социальных проблем.

    Самый тяжелый вариант - это деградирующий моногород при деградирующем предприятии. Шансы привлечения инвестиций и оживления таких моногородов невелики. При этом жители из этих населенных пунктов уезжать не спешат. Вадим Гераскин говорит, что в таких городах можно применить механизм "управляемого сжатия": "В этом случае необходимо сократить затраты на содержание города. Для этого следует выкупить у людей жилье и поселить оставшееся в городе население более компактно". Это приведет к экономии ресурсов на содержание городской инфраструктуры и коммунальные услуги города. "Средства не будут распыляться на обслуживание большой территории", - поясняет Гераскин.

    Наиболее заинтересованы в развитии моногородов компании, уже имеющие в них предприятия. "Нам кажется, что можно было бы применить модель государственно-частного партнерства для реализации проектов в моногородах. У ГЧП есть разные аспекты: социальные и экономические. В эту модель можно вовлекать бизнес, градообразующие предприятия и местные власти", - считает Сергей Ламанов, руководитель группы проектов фонда "Центр стратегических разработок - Регион". По мнению Ламанова, можно выбрать несколько регионов в качестве пилотных среди типичных моногородов и предложить для них "типовые" решения проблем. При успешных результатах реализованные модели сотрудничества бизнеса и власти можно тиражировать на другие моногорода. "Предварительные переговоры показывают, что крупные компании готовы выдвигать моногорода, в которых они имеют предприятия, для участия в таком проекте", - говорит Ламанов.

    Также в моногородах можно использовать ГЧП для коммунальных и транспортных хозяйств, полагает Екатерина Брязгина, руководитель департамента ГЧП холдинга KPI: "Эти территории страдают от недостаточной транспортной доступности. Частные партнеры в управлении государственным имуществом по концессии бывают более эффективны, в том числе при управлении коммунальным хозяйством".

    Отличительной чертой нынешней экономической ситуации является то, что конкурировать за инвесторов городам России приходится не только между собой, но и с другими юрисдикциями. И эта конкуренция далеко не в пользу моногородов. "Что делают другие страны? В первую очередь снижают стоимость кредитных ресурсов. Потому что любой проект в первую очередь связан с привлечением финансирования. Сегодня мы видим, что по уже подписанным кредитным договорам в России пересматривают условия. В таких обстоятельствах немногие решаются реализовать инвестиционные проекты", - поясняет Вадим Гераскин.

    Поделиться