Какое заблуждение! Многие даже не подозревают, что неподалеку находится совсем иной подводный мир. Мир спящих гигантов - потерпевших кораблекрушение судов. Он очень многолик. Совсем рядом друг с другом, порой почти вповалку лежат на дне парусники, налетевшие на риф, военные транспортники, потопленные вражескими бомбардировщиками, пассажирские паромы, везшие паломников в Мекку, грузовые суда самых разных размеров, портов приписки.
Опускаешься к ним с поверхности - и сквозь подводную синеву начинают проступать тенями их очертания, мороз пробегает по коже. Когда видишь их рваные от взрывов, искореженные после столкновения с рифом борта, то понимаешь, что перед тобой - живая история. Страшная и притягивающая. У каждого из затонувших - своя память, свои списки погибших. Объединяет их только одно - Красное море, ставшее последним и окончательным в их судьбе.
Впрочем, нет - не только это. С некоторых пор наиболее впечатляющие и доступные из затонувших кораблей включены в Египте в туристическую программу для дайверов, которая называется "Рэки севера". Рэки - от английского wreck (крушение, катастрофа, остов разбитого судна). А под севером подразумевается регион Красного моря, где затонувшие суда расположены особенно кучно и где до них дозволено донырнуть с аквалангом на сжатом воздухе.
Побывать на этих кораблях, дотронуться до них рукой в принципе может каждый, имеющий сертификат. Для тех, кто не в курсе, поясню: практически весь мировой подводный туризм развивается под эгидой Профессиональной ассоциации инструкторов по дайвингу (Professional Association of Diving Instructors), сокращенно - PADI, с разветвленной системой обучения и жесткими требованиями по безопасности, которая запрещает погружаться на воздухе глубже чем на 40 метров. Потому все, что ниже этого уровня, закрыто, так сказать, для посещения.
Получить начальный сертификат дайвера может любой более-менее здоровый человек, прошедший небольшой курс (5 теоретических и 5 практических занятий) и заплативший около 200 долларов. Занятия эти для скорости и наглядности, как правило, совмещают с выездами к местам погружений. Выезды такие бывают или однодневными (с утра вас забирают от отеля и к ужину привозят обратно), или шестидневными (вы неделю живете на сафарийном боте, который увозит вас от многолюдных прибрежных "нырялок" к самым интересным местам погружений).
Именно на таком сафарийнике вас доставят к печально известному рифу Абу Нухас, о скалы которого в разные эпохи - от парусной до самой современной - разбилось и затонуло целых 4 корабля, которые обрастают теперь кораллами, обживаются подводными обитателями. Именно с сафарийника есть возможность погрузиться ночью на знаменитый "Тистлегорм" - потопленный немцами во время Второй мировой английский транспортник, в трюмах которого застыли в ряд военные грузовики, мотоциклы... Бледный свет подводных фонарей выхватывает из темноты их причудливые силуэты. А кругом - мрак и чьи-то тени. Тени рыб, облюбовавших трюмы корабля, тени дайверов и еще бог весть кого.
Те, кто побывал на недельном сафари хоть раз, возвращаются сюда снова и снова. Я встречал немало дайверов, которые ездят на сафари по 2-3 раза в год в течение многих лет и не устают восторгаться увиденным под водою. Цена
удовольствия относительно невелика. Например, на судах компании "Си Серпент Флит", благодаря дайвгидам которой мне удалось привезти в Москву этот фоторепортаж, недельная прогулка обойдется вам в тысячу с небольшим долларов. И это с учетом трехразового питания, баллонов с воздухом без ограничения и безлимитных безалкогольных напитков.
Если же вам особенно повезет, то вы сможете найти еще и клад золотых монет (которые перевозил парусник "Карнатик", упоминавшийся самим Жюлем Верном) или стреляные гильзы далекой войны (на "Тистлегорме"). А не найдете - не беда. Сами впечатления от погружений станут для вас настоящим сокровищем.
Ведь, если честно, заплывать внутрь затонувших кораблей страшновато. Это требует особых навыков. Мало того, что в ржавом чреве легко зацепиться за торчащую арматуру и порвать дыхательные шланги, но вдобавок ко всему здесь часто находят себе пристанище ядовитые скорпены и гигантские мурены, столкновение с которыми может быть опасным. И контакта этого порой трудно избежать из-за так называемого эффекта всасывания, когда обычное подводное течение многократно усиливается у открытых дверей и брешей и вас неожиданно швыряет о стену или о палубу, где в этот момент может находиться что угодно. Потому плыть приходится очень осторожно и медленно. Зато когда выплываешь из корабля наружу, на открытую воду, то испытываешь ни с чем не сравнимое облегчение.