По мнению его авторов, процедура предварительного уведомления о предстоящей проверке во многих случаях препятствует ее эффективному проведению, так как субъект проверки зачастую всячески уклоняется от вручения ему уведомления.
Напомним, что проводить внеплановые поверки без уведомления в России запрещено с 2008 года Законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Единственным основанием для внезапной проверки субъектов предпринимательства является угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан и иного серьезного ущерба.
"Законодательное предложение Роспотребнадзора абсолютно правильное, но совершенно недостаточное, - говорит председатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ. - Проводимые Роспотребнадзором проверки от года к году выявляли все больше нарушений. При этом надо понимать, что под проверки попадает ничтожная часть товаров, предлагаемых населению. Например, по мясной продукции - 2 тыс. из реализованных 6 млн тонн, то есть 1/3000. При этом забраковано и изъято из оборота 113 тонн - около 6%. Многократно больший ущерб потребители несут от некачественных непродовольственных товаров и услуг".
Союз потребителей считает, что ввиду крайней неэффективности необходимо прекратить практику "плановых проверок" хозяйствующих субъектов и их продукции как основной формы государственного надзора над соблюдением прав потребителей. Орган государственного надзора должен прежде всего выявлять случаи причинения вреда потребителям, оперативно реагируя на их жалобы и обращения их общественных объединений и местных органов власти в связи с ненадлежащим качеством продукции. Следует учитывать и обращения добросовестных предпринимателей и их союзов, интересы которых ущемляются при безнаказанности обмана потребителей их недобросовестными конкурентами. Наказание должно стать настолько чувствительным, чтобы нарушать права потребителей стало невыгодно - судя по опыту ФАС России, наиболее эффективны в этом плане оборотные штрафы. Все это требует значительно более существенных изменений в законодательстве и правоприменительной практике.