Коллегия Счетной палаты рассмотрела результаты контрольной акции "Проверка полноты, обоснованности, результативности и эффективности расходования средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, направляемых на организацию оказания медицинской помощи населению закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО)". С сообщением выступил аудитор Счетной палаты Александр Филипенко.
- С 1 января 2013 года, - сказал Александр Васильевич, - вся медицинская помощь в ЗАТО должна регулироваться вновь принятым законодательством в сфере здравоохранения, а также подзаконными актами, полномочия по разработке которых возложены на Минздрав России. Однако минздрав свои полномочия в этой части не исполнил. Необходимые нормативные правовые акты не утверждены. Четкое разделение, что оплачивается из федерального бюджета, а что - из средств ОМС, не проведено. Минздрав не урегулировал порядок финансирования проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, а также углубленных медосмотров работников предприятий и организаций ЗАТО.
Проверка показала, что в 2014 году медицинским учреждениям ФМБА (они единственные, действующие на территории ЗАТО. - И.К.) сокращены средства федерального бюджета на оказание помощи на 3,9 млрд рублей (с 9,5 до 5,6 млрд рублей). Это привело к сокращению государственного задания почти на 35%.Что, в свою очередь, может ограничить доступность медпомощи.
На фоне сокращения 3,9 млрд рублей федерального бюджета прирост средств ОМС составил лишь 2,7 млрд рублей. В результате в некоторых медицинских организациях ФМБА возник дефицит финансирования от 3 до 30%. При этом механизм возмещения этого дефицита за счет средств нормированного страхового запаса Фонда ОМС для ФМБА России, как и для других федеральных медорганизаций, до сих пор не создан. К тому же сокращение средств федерального бюджета по итогам первого квартала 2014 года привело к снижению заработной платы медицинских работников в среднем на 6%.
Выявленные нарушения, отмечает Счетная палата, следствие правовой неопределенности. И значит, Минздрав России, Фонд ОМС и ФМБА должны, не откладывая, устранить пробелы нормативно-правовой базы.