Именно с работ "отца русского футуризма" Бурлюка начиналось когда-то собрание супругов Беккерман. Около сорока лет назад они уехали из СССР в США. Начинали свою жизнь за океаном с бизнеса, никак не связанного с искусством. Но не заняться коллекционированием картин, признаются, не могли: отец и младший брат Анатолия - профессиональные скульпторы. Да и Майя не чужда живописи.
Начиналась их коллекция с работ американских художников. Немалую роль в том, что предпочтение коллекционеры стали отдавать русскому авангарду, сыграла находка в старом доме нью-йоркского Лонг-Айленда. Туда, в бывшую мастерскую Бурлюка, привела Майю и Анатолия их соседка Мэри-Клер, внучка мастера. В США Давид Бурлюк был известен больше как поэт и автор рисунков в футуристических книгах. После его смерти в 1967 году мастерская постепенно стала приходить в упадок. Но все, что в ней находилось, родственники хранили. В старой мастерской Беккерманы обнаружили живописные полотна разных периодов: и до 1922 года, когда художник уехал из России, и более позднего времени. Например, в мастерской нашлись пейзажи в стиле импрессионистов, несвойственном, как считалось, этому живописцу. На выставке в Русском музее можно увидеть работы Бурлюка 1940-х годов, сделанные в манере примитива: "Крестьянин с женой", "Крестьяне с красной лошадью", "Двое у забора". Художник к тому времени хоть и был уже давно "полноправным американцем", но по родине, очевидно, тосковал.
Неподалеку от картин Бурлюка малоизвестные даже специалистам полотна Бориса Анисфельда. Его картина "Христос и Пилат" (1949/51 гг.) заставила замереть на пороге выставочного зала не одного посетителя!
"У нас в Русском музее Анисфельд есть, но - театральный, - сказала "РГ" Евгения Петрова, заместитель директора музея. - А вот станковых его работ, тем более таких великолепных, как "Христос и Пилат", нет, а они совершенно по-новому открывают художника. То же касается и представленных здесь картин Бориса Григорьева, Михаила Ларионова, Александра Архипенко. Чем ценно собрание супругов Беккерман? Они не прячут коллекцию за закрытыми дверями, а постоянно выставляют картины, предоставляя возможность специалистам работать с ними, комментировать. Но, главное, они постоянно в поиске. Им удается находить полотна известных мастеров, которые считались утерянными. Что касается художников русского авангарда, то имена многих из них на несколько десятилетий были просто вычеркнуты из истории отечественной живописи, намеренно предавались забвению. Супруги Беккерман возвращают их творчество нам".
Возвращают они, добавлю, не только имена, но и картины. Несколько лет назад Майя и Анатолий вернули на Родину считавшийся утерянным триптих баталиста Верещагина, который купили в Бруклине в семье бывшего белого офицера. Тот всю жизнь возил триптих с собой, не желая расставаться с ним ни за какие деньги. Но узнав, что Беккерманы хотят передать его музею в России, согласился продать.
В этот раз, как предполагается, из 48 картин в Нью-Йорк вернутся 46. Два полотна останутся в Русском музее - средства на их приобретение выделяет Министерство культуры РФ. По предварительным данным, одно из них - парижская работа Юрия Анненкова.
Анатолий Беккерман, ABA Gallery:
"Мы практически ничего не продаем из своей коллекции. Разве что для Русского музея можем сделать исключение. С ним у нас давние добрые отношения. Не без нашей помощи здесь появились в свое время работы некоторых авангардистов. Цену в этом случае устанавливаем обычно специальную, для нас не очень выгодную, но приемлемую для государственного российского собрания. Считаем своим долгом помогать России. В том числе и выставками в США, где русская живопись очень востребована у зрителя, интерес к ней большой. К примеру, выставка части нашего собрания в музее Соломона Гуггенхайма поставила в свое время рекорд посещаемости!