Что даст повышение тарифов ОСАГО с 1 сентября

В Москве и Санкт-Петербурге любой автовладелец может без проблем продлить свою страховку. И это создает иллюзию, что с рынком обязательного автострахования практически нет никаких проблем. Фактически же везде, кроме Ленинградской и Московской областей, полис ОСАГО купить сейчас достаточно сложно. На рынке обязательного автострахования остался один страховщик, который продолжает продавать полисы и заставляет оказавшихся в безвыходном положении автовладельцев покупать дополнительные страховки, увеличивая стоимость на 200-300 процентов и игнорируя официальный ОСАГО калькулятор Кбм РСА.

Поправки в закон

С 1 сентября вводится ценовой коридор, позволяющий страховым компаниям применять базовый тариф на ОСАГО по своему усмотрению, но в установленных границах, возможно повышение тарифов, прекращается страхование по отдельным договорам ОСАГО прицепов, также начнут действовать новые правила страхования по ОСАГО техники на неколесном движителе и единая методика независимой технической экспертизы, утверждаемая Банком России, появится возможность выплаты по ОСАГО путем направления на ремонт.

В октябре вступят в силу очередные поправки, повышающие максимальный размер компенсации материального ущерба по ОСАГО со 120 до 400 тысяч рублей и изменяющие порядок расчета износа поврежденного автомобиля.

Что изменится?

Эти нововведения коренным образом меняют всю сложившуюся работу страховых компаний. В основном это касается улучшения качества ОСАГО для автовладельцев. Обязательная страховка должна стать понятней, ответственность страховщиков за нарушения значительно ужесточается. Увеличатся суммы выплат по ОСАГО, что облегчит жизнь автовладельцев, чьи авто пострадали в ДТП.

Ценовой коридор должен позволить страховщикам конкурировать между собой, предлагая меньшую цену полиса ОСАГО, а клиентам сравнить ОСАГО.

Почему все останется как есть?

Страховым компаниям, как и прежде, будет невыгодно страховать ОСАГО.

Портал Страховая Биржа провел расчеты, опираясь на данные, предоставленные страховыми компаниями. При проведении анализа существующих выплат страховых компаний-партнеров (для чистоты исследования были взяты данные регионов, Москва и Санкт-Петербург не вошли) было выявлено, что нагрузка по выплатам увеличится минимум на 33 процента. Обратите внимание, в расчете использованы цифры 2014 года без учета подорожания запчастей и повышения курса доллара. Дополнительные затраты страховых компаний, связанные с изменением работы по урегулированию убытков, организацией новой сети продаж, новыми пенями и штрафами, а также повышающимся риском активизации страховых мошенников дополнительно обеспечат 3-5 процентов. Итого 36-38 процентный рост выплат.

Учитывая, что и при существовавших до настоящего времени правилах ОСАГО в регионах нет компаний, страхующих ОСАГО, видим: после увеличения издержек их не будет и подавно.

Однако Банк России планирует повышение тарифов на уровне 25%, причем повысить только верхнюю планку ценового коридора, а нижнюю оставить на сегодняшнем уровне. Простые арифметические вычисления показывают, что при таком увеличении тарифов у страховщиков не будет другого выхода, как дальнейшее снижение присутствия в регионах. Уже сейчас несколько крупнейших компаний в массовом порядке закрывают свои филиалы в областных центрах.

Независимые расчеты Страховой Биржи косвенно подтверждают Российский союз автостраховщиков (РСА) и рейтинговое агентство "Эксперт РА". В отношении увеличения тарифов можно полагаться на мнение Натальи Данзурун (заместителя директора по страховым рейтингам ("Эксперт РА"). Она полагает, что тарифы необходимо увеличивать не меньше чем на 40-60 процентов, только такое увеличение позволит рынку ОСАГО встать на путь выхода из кризиса. Увеличение на 25 процентов не даст никакого результата.

Президент РСА Павел Бунин поддерживает тезис относительно повышения тарифов, а также считает, что результатом повышения лимита выплат до 400 000 рублей будет увеличение дефицита средств на покрытие убытков по ОСАГО до 43,4 процента! Стоит отметить, что дефицит из-за не менявшихся более 10 лет тарифов уже составляет 11,8 процента.

Но есть и противники повышения тарифов, за это активно выступают представители Федерации автовладельцев России, а также некоторые депутаты и юристы. До кризиса в обязательном автостраховании такая позиция была близка многим автовладельцам. Теперь, когда в большинстве регионов страны ОСАГО приходится покупать без скидок и с дополнительными страховками, призыв ничего не менять в ОСАГО (точнее, не менять тарифы) можно расценивать как сговор этих активистов с недобросовестными компаниями, которые, пользуясь безвыходным положением автовладельцев, фактически монополизировали рынок и получают сверхприбыль.

Итог

Большинство экспертов и представителей крупнейших страховщиков ратовали за введение ценового коридора как за единственную возможность навести порядок в ОСАГО. Но если они рассчитывали на то, что свободный рынок сам отрегулирует цены и коридор будет защищать от недобросовестного демпинга с одной стороны и от баснословно завышенной стоимости с другой стороны. Однако никакого свободного рынка в ОСАГО пока не ожидается.