Вылетели в Словакию в 9.50 утра пятницы. Самолет Ту-154 оказался с не совсем обычным интерьером. Привычного открытого пространства с рядами кресел тут нет. Борт изнутри больше похож на купированный вагон поезда. В салоне сделаны отсеки на 4-6 человек с закрывающимися дверьми. В носовой части - пространство для главного пассажира. И только в хвосте самолета 4-5 обычных рядов по 2 кресла в каждом
Самолет взлетел по графику и через 2 часа 10 минут приземлился на военном аэродроме словацкого городка Банска Быстрица.
После всех официальных мероприятий около 15 часов по словацкому, 17 - по московскому, вся российская делегация была в аэропорту. Все шло строго по графику, в Москве мы должны были приземлиться в 18.50, и журналисты, которые приехали не на своих автомобилях, стали вызывать себе такси в Чкаловский на 7 часов вечера. Самолет взлетел, полет шел в обычном режиме, никаких резких разворотов в воздухе мы не почувствовали. Единственное, что отличало обратный полет - это частые хождения по салону представителей экипажа и военных. По их лицам было видно, что они чем-то озабочены, но никакой нервозности в их действиях, разговорах или поведении не было, поэтому журналисты волноваться не стали.
Около 18 часов, через час полета, проходившая мимо нас стюардесса сказала, что сейчас будем приземляться в Братиславе. Поэтому вещи, которые журналисты разбросали вокруг себя, будучи уверенными, что мы только на полпути к дому, она попросила убрать.
Отреагировать на заявление стюардессы сразу никто даже не успел. Только примерно через минуту мы стали задавать друг другу вопросы типа "так Братислава же в другой стороне", "а зачем нам вдруг понадобилось в столицу" и другие. Тут же родилось несколько шуточных версий ответов - "в Банска Быстрице не было магазинов Duty Free", "кому-то захотелось прикупить магнитов на холодильник и сувениров". Коллега из "Коммерсанта" предположил, что стюардесса с хорошим чувством юмора и просто решила нас разыграть.Позвали ее, но девушка ответила, что сама только сейчас узнала о посадке в Братиславе, а с чем это связано, понятия не имеет.
Примерно в 18.20 мы действительно приземлились в столице Словакии. Самолет отогнали на дальнюю полосу, чтобы не мешать другим бортам. Основную дверь самолета открыли, и подогнали трап, но выходить никто не стал. В самолете стало очень душно. Пришлось открыть аварийные двери. Тут уже стало не до шуток. Мы уже несколько часов были отключены от интернета и понятия не имели, что происходит в мире. Тем более наш полет должен был проходить неподалеку от территории Украины. Да и шутка ли, когда самолет министра обороны ядерной державы сажают в европейской столице. В голове стали рождаться пугающие сценарии дальнейшего развития событий. Но именно в этот момент проходил один из летчиков, которого нам удалось разговорить. "Польша закрыла воздушное пространство для нас. Формально они обосновали это нашим опозданием. В действительности это все очень похоже на придирки", - отметил сотрудник экипажа.
Ну хоть какая-то ясность. Плюс нам удалось поймать wi-fi с братиславского аэропорта и убедиться, что третья мировая война, к счастью, не началась, и никаких катастроф или провокаций в Европе не произошло.
Однако выяснение причины нашей посадки никак не давало ответа на вопрос, когда и каким маршрутом мы полетим обратно. Журналисты бросились отменять вызванные такси, при этом на какое время переносить заказ, никто не знал. Часа через полтора один из тележурналистов сказал, что ему звонили из Москвы и сказали, что обратно полетим через Чехию, Германию и Санкт-Петербург, и таким маршрутом придется лететь не менее 4 часов. Из Словакии в Москву существует два основных воздушных маршрута - либо над Польшей, либо над территорией Украины. Но украинские власти также отказали в предоставлении своего воздушного пространства. Когда же стало известно, что Польша не пускает, облететь ее воздушное пространство не удалось из-за отсутствия достаточного количества топлива.
Именно из-за дефицита авиакеросина лайнер был вынужден сделать разворот и приземлиться в аэропорту Братиславы. Позднее российский МИД оценил эту ситуацию, как угрозу безопасности российскому самолету из-за действий польских чиновников.
Все время, что мы находились в Братиславе, летчики окончательно не глушили двигатели. Возможно, для того, чтобы работали кондиционеры, а возможно, надеялись, что разрешение на вылет может поступить в любую минуту. К трапу подъезжала иномарка с посольскими номерами, но Сергей Шойгу из самолета так и не вышел. Позднее стало известно, что министру предлагали выехать в российское посольство, но он отказался.
Около 9 вечера, после почти трех часов переговоров Польша все-таки согласилась признать ранее выданное разрешение на предоставление воздушного коридора. И наш борт вылетел. В Москве приземлились в 23.15 с более чем четырехчасовым опозданием.
Уже по прилету стало известно, что поляки запретили пролет самолета якобы из-за его военного статуса. Изменив его на гражданский, самолет министра обороны сразу был допущен к пролету в польском воздушном пространстве, оправдывались в польском МИДе. При этом настораживало, что никаких проблем с пролетом российского ТУ-154 в воздушном пространстве Польши по дороге из Москвы в Словакию не возникло.
Российский МИД обращает особое внимание на контекст произошедшего: борт с Шойгу возвращался из Словакии с мероприятий по случаю 70-летия словацкого национального восстания против гитлеровских захватчиков. В свете этого закрытие транзитного коридора для Ту-154 Минобороны РФ воспринимается как "кощунственная выходка против исторической памяти и заслуг тех, кто спас Европу от фашизма". И эта выходка последовала аккурат накануне 75-летия нападения фашистов на Польшу (1 сентября 1939 года). Получилось, что те, кто вчера угождал партийным боссам СССР, сегодня спешат выслужиться перед заокеанскими покровителями.
"В случае обострения отношений наши традиционные недруги ведут себя более активно: Польша всегда находилась в этом ряду, - прокомментировал инцидент руководитель Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Алексей Кузнецов. - К сожалению, периодически мы сталкиваемся с рецидивами нацистского реваншизма, а также мести за советское прошлое. В случае с поляками следует учитывать и введенное Россией эмбарго на поставки сельхозпродукции. Для Польши это очень болезненный вопрос". Депутат Госдумы Андрей Колесник и вовсе назвал действия поляков "шакальими покусываниями".
Напомним, накал страстей между Польшей и Россией возник из-за украинского конфликта и введенных против РФ экономических санкций. В ответ Россия ввела на год эмбарго на многие продукты, в числе прочих пострадала большая часть урожая польских яблок, которые были заготовлены для нашего рынка.
Весной этого года вылетевшего в Приднестровье вице-премьера Дмитрия Рогозина на обратном пути через свое воздушное пространство не пустила Румыния. Чуть ранее Украина и Румыния не пропустили правительственный самолет c министром культуры Владимиром Мединским и депутатом Леонидом Слуцким. Борт заблокировали в аэропорту Кишинева, делегации пришлось лететь обычным рейсовым самолетом.
Министр обороны Сергей Шойгу летал в словацкий городок Банск Быстрица, поскольку именно этот населенный пункт ровно 70 лет назад стал центром повстанческого движения против гитлеровской оккупации. Словакия в целом во Второй мировой войне выступала на стороне фашистов. Но 29 августа 44-го года в Словакии произошло масштабное восстание. Продлилось оно, правда, всего 2 месяца, но словакам удалось за это время изрядно насолить фашистам и проредить их ряды. Здесь было сковано 8 дивизий противника. Немецкие захватчики потеряли около 10 тысяч убитыми. Вооружением, военной техникой и офицерами-инструкторами словацкому ополчению активно помогал СССР.
С 2006 года Словакия стала широко отмечать годовщины со дня начала антифашистского восстания. В 2013 году в торжествах приняли участие 27 иностранных делегаций, еще больше в этом году. Российскую делегацию возглавил министр обороны Сергей Шойгу, а, к примеру, чешскую - президент страны Милош Земан. Была и польская делегация, во главе нее прилетел также глава военного ведомства страны. Все руководители делегаций возложили венки к памятнику жертвам восстания, после чего отправились на концерт. Сцена была организована прямо под открытым небом, и на мероприятие, похоже, собрались почти все жители Банска Быстрицы.
Сергей Шойгу успел до концерта открыть российскую экспозицию в местном музее. Музей ВОВ на Поклонной горе и Центральный музей вооруженных сил поделились с коллегами ценными экспонатами. До следующего лета в словацком музее можно увидеть форму советских военачальников, диорамы самых известных битв, личные вещи бойцов Красной армии. Среди самых любопытных экземпляров - китель Гитлера, который был в железном шкафу в бункере, поэтому только немножко обгорел. Увидеть посетители смогут и глобус, который стоял на столе у Гитлера. На нем европейский континент весь выкрашен в коричневый цвет и представлен только двумя городами - Берлин и Рим.
Сергей Шойгу в ходе визита в Словакию успел пообщаться со своим словацким коллегой Мартином Глвачем и пригласить его на 70-летие победы в следующем году в Москву. Перед самым вылетом российская делегация посетила другой словацкий городок Зволен, где захоронены советские военнослужащие, которые освобождали Словакию. Безвозвратные потери Красной армии в словацкой операции оцениваются в 85 тысяч человек. Возле мемориала собралось очень много местных жителей. Шойгу возложил венок, прозвучали российский и словацкие гимны.