10.09.2014 23:55
    Поделиться

    К 2018 году зарплата врачей будет в два раза больше средней по региону

    Шесть ответов главы минздрава Вероники Скворцовой читателям "РГ"
    Бесплатное для пациентов здравоохранение отнюдь не бесплатно для государства. Расходы на медицину растут во всех странах: население стареет, а возможности лечения усложняются, оно становится все дороже. Как сохранить доступность государственной медицинской помощи для всех граждан, одновременно привлекая современные технологии, оставаясь в рамках имеющихся ресурсов? Такую сложную задачу приходится решать минздраву. О том, что было на старте и к чему мы двигаемся, в интервью "РГ" рассказала министр здравоохранения России Вероника Скворцова.

    Почему в разных регионах возможности лечения серьезно отличались и как их можно "выровнять" "от Москвы и до окраин"?

    После распада СССР система здравоохранения, как и вся страна, подверглась серьезной перестройке, переориентации на новые, рыночные механизмы работы. Нельзя забывать, что до 30% советских поликлиник и больниц принадлежали разным организациям и предприятиям, многие из которых в 1990-е годы просто перестали существовать. На фоне критического снижения финансирования учреждениям фактически приходилось выживать, вплоть до того, что пациентам предлагалось приходить на госпитализацию со своим бельем, питанием, ремонтировать что-то в палате и даже убирать в ней. Средств не хватало даже на текущую работу поликлиник и больниц, не говоря уже об их ремонте или модернизации.

    В 1993 году был принят закон, закрепивший основные полномочия в сфере охраны здоровья граждан за регионами, в том числе и в финансировании поликлиник и больниц. Более богатые регионы тратили больше, дотационные - существенно меньше, и это сказалось на доступности и качестве медпомощи населению. В 2008-2009 годах межрегиональные различия тарифов в системе обязательного медицинского страхования доходили до 25 раз, то есть стоимость одной и той же услуги в государственных учреждениях Москвы могла быть в 25 раз выше, чем, например, в Иванове.

    Чтобы выправить ситуацию, в 2010/11 году были внедрены первые Порядки оказания медпомощи, скорректированы требования к формированию программы госгарантий, в которой зафиксированы все виды бесплатной медпомощи. В итоге разрыв несколько сократился, но все еще оставался очень большим.

    С 1 января 2013 года был впервые возвращен принцип социального равенства и солидарности при распределении госресурсов: территориальные программы ОМС стали финансироваться по единому для всей страны подушевому нормативу с учетом численности застрахованного населения и коэффициенов дифференциации между регионами в зависимости от условий и потребностей разных территорий страны.

    В результате по сравнению с 2011 годом различия в стоимости медпомощи одного и того же вида сократились более чем вдвое. Регионы постепенно "подтягиваются" в уровне и качестве лечения к единым требованиям международных и национальных протоколов лечения.

    Когда говорят о стандартизации в здравоохранении, многие возражают: врачевание невозможно загнать в рамки, все пациенты разные и требуют разного подхода. Зачем нужны стандарты?

    Конечно, медицинская помощь всегда оказывается индивидуально. Работа врача - одна из самых творческих: "сплав науки, ремесла и искусства". Вместе с тем стандартизация в здравоохранении необходима, она отнюдь не "тормоз" в развитии. Напротив, она позволяет сделать качественную медицину более доступной.

    Но стандартизация должна быть системной: это и единые требования к качеству медпомощи на основе порядков ее оказания и протоколов лечения, и единые принципы маршрутизации больных, и единые перечни гарантированных государством лекарств и медизделий. Сюда же входят финансово-экономические нормативы и стандартизированные методы оплаты. Все это помогает достигать высокого качества медпомощи при сохранении ее доступности для всех граждан. Но, прежде чем предъявлять общие требования к организации медпомощи, нужно, чтобы медучреждения в разных регионах соответствовали бы примерно одному уровню. Для этого в 2011-2013 годах была проведена модернизация здравоохранения: ремонтировались старые и строились новые больничные здания, закупались медтехника и оборудование, компьютеры.

    Как лучше использовать новые технологии? Ведь, например, невозможно, чтобы дорогой компьютерный томограф стоял в каждой поликлинике.


    Вероника Скворцова: Стандартизация в здравоохранении позволяет сделать качественную медицину более доступной. Фото: PHOTOXPRESS

    Конечно. Поэтому очень важно правильно организовать медпомощь. Впервые в рамках "сосудистой программы" нами был применен трехуровневый принцип организации медпомощи. Из медучреждений первого (районного, участкового) уровня были выбраны наиболее сильные, и на их базе открыты межрайонные центры второго уровня для лечения угрожающих жизни заболеваний. Эти медцентры, как правило, размещены в городах с населением не менее 30 тыс. человек и с хорошими подъездными путями, чтобы транспортировка больных из любой точки прикрепленной территории не превышала одного часа. В этих центрах сосредоточено все необходимое для быстрой качественной диагностики и лечения больных с острыми поражениями сосудов: КТ и МРТ, УЗИ-комплексы, экстренные лаборатории. Здесь же работают врачи-специалисты. Сегодня такие центры активно создаются по всей стране, их число с 2011 года увеличилось в 3,7 раза, а число коек в них - в 4 раза.

    Что нужно сделать, чтобы "скорая помощь" везла больного в специализированную больницу, а не в ту, куда ближе ехать?

    Нужно правильно организовать маршрутизацию пациентов. Сейчас считается грубой ошибкой госпитализация больных с острым коронарным синдромом, инфарктом миокарда, инсультом, комбинированными травмами, комами и другими угрожающими жизни состояниями в стационары первого уровня, то есть в участковые и районные больницы. Там нет необходимых технологий для адекватного лечения таких больных. Все больные с жизнеугрожающими состояниями должны в обязательном порядке госпитализироваться в межрайонные центры, где и оснащение, и подготовка персонала нацелены на помощь именно таким больным. Не случайно в специализированных центрах частота смертельных исходов и инвалидизации больных при перечисленных тяжелых заболеваниях в несколько раз меньше, чем в участковых и районных больницах.

    Благодаря переходу на такие принципы, с 2011 по 2013 год частота смертей при острой сердечной патологии снизилась в 4 раза, а при травмах - на 8,7%.

    Все, о чем мы сейчас говорили, закреплено в Порядках оказания медицинской помощи. Там есть и этапы оказания помощи, и принципы маршрутизации больных, и требования к профильным медорганизациям. Эти порядки обязательны на всей территории страны. За их исполнением строго следит Росздравнадзор.

    Как меняется работа службы "скорой помощи"?

    Важно не только куда везет "скорая", но и как быстро приходит помощь. Именно поэтому все машины и станции "скорой помощи" оснащены навигационной техникой ГЛОНАСС. Управлять "скорой" стало легче: диспетчеру известно нахождение бригад. Это помогло сократить время приезда на большинство вызовов до 20 минут. Кроме того, теперь врач прямо из машины может провести телемедицинскую консультацию с передачей ЭКГ и других данных о пациенте. В результате тромболизис (растворение с помощью лекарств тромба, закупорившего сосуд, и восстановление кровотока. - Ред.) и другие методы активного лечения такие бригады могут проводить еще в машине. Это очень важно! Ведь в экстренных ситуациях, чем раньше начато лечение, тем оно эффективнее. С другой стороны, чем активнее характер терапии, тем больше она способна навредить, если ее проводят неправильно или не по назначению! ГЛОНАСС дает возможность минимизировать такие риски.

    Качество работы врача зависит и от его зарплаты. Изменится ли оплата труда медиков?

    К 2018 году средняя зарплата врачей должна не менее чем в два раза превышать среднюю по экономике в регионе, где они работают, зарплата медсестер - соответствовать этой средней зарплате. Такая задача поставлена президентом.

    За первое полугодие 2014 года рост средней зарплаты врачей и среднего медицинского персонала составил 17% по сравнению с 2013 годом. В то же время проверки показали, что в региональных медорганизациях зарплаты у специалистов со сходным уровнем квалификации, стажем, и должностью могут существенно различаться. У некоторых врачей такие различия достигают 9 раз.

    Причина - в низкой доле фиксированной части дохода: оклада в структуре зарплаты. Она составляет до 30%, в то время как стимулирующие выплаты в зарплате превышают 50%. При этом реальные размеры стимулирующих выплат зачастую зависят не от качества медпомощи и эффективности работника, а от желания руководителя. То есть, по сути заработки врачей зависят не столько от их квалификации, профессионализма и работоспособности, сколько от расположения начальства.

    Законодательно с 2005 года установлено, что каждый регион сам принимает решения по структуре зарплат. Тем не менее минздрав провел несколько пилотных проектов в разных регионах, отрабатывая разные системы оплаты труда, чтобы в итоге выбрать наиболее эффективную. Результаты мы обсудили с коллегами из минтруда, руководителями здравоохранения, профсоюзами и разработали рекомендации регионам. Ключевое предложение - увеличить долю оклада в структуре заработной платы до 55-60%. Письмо с таким предложением мы уже направили во все регионы.

    Поделиться