12.09.2014 20:36
    Поделиться

    Элизабет Лазебник: Алексей Серебряков уважительно относился к работе

    Алексей Серебряков в этом году - главный русский герой в Торонто. Актер участвует сразу в двух русскоязычных фильмах, представленных на престижном кинофестивале. Вместе с режиссером Андреем Звягинцевым он представлял фильм "Левиафан", который участвует в программе "Мастера", наряду с картинами Жан-Люка Годара, Абдурахмана Сисакко и других именитых режиссеров. А также Серебряков сыграл главную роль в короткометражном фильме молодого режиссера Элизабет Лазебник "Лиомпа", снятого по рассказу Юрия Олеши. Фильм был показан в программе канадских короткометражных фильмов. И это - не первая работа Элизабет в Торонто. Ее короткометражки - "The Multiple Selves of Hannah Maynard" (2005), "Red Like Meat" (2007), "Safe Room" (2012) также демонстрировались - что-то в Торонто в другие годы, что-то - на Монреальском кинофестивале. И получали премии на киносмотрах WWSFF, HotDocs и Female Eye Film.

    Обозреватель "РГ" встретилась с Элизабет Лазебник, поговорила о ее будущих работах и о том, приедет ли короткометражка "Лиомпа", где сыграл Алексей Серебряков, на фестивали в Россию. В частности, на ММКФ и на "Кинотавр".

    Элизабет, до 11 лет вы жили в России в Риге, потом переехали в Канаду. Где учились снимать кино?

    Элизабет Лазебник: Я получила степень бакалавра в Йоркском университете по специальности "Режиссура кино и видео". И сейчас готовлюсь получить степень магистра - Masters of Film Production. На TIFF представляю свои работы в третий раз. Все это были короткометражные картины. Один фильм называется "Belonging" - история о семье в Торонто. Второй "Safe Room" - о войне в Заливе в 90-м году. Мы в это время приехали в Израиль. Нам выдали маски, посадили в закрытую комнату. И уже здесь, спустя время, я воссоздала эту комнату.

    А что с полнометражными работами - будете снимать?

    Элизабет Лазебник: У нас уже снят один документальный фильм - полный метр. Готовы снимать и художественный.

    Документальный фильм связан с Россией?

    Элизабет Лазебник: Да. Меня в последние 4 года вдруг потянуло на все, что связано с русской культурой. Я стала общаться в Торонто с русскоязычными людьми. До этого говорила только на английском. Документальный фильм я решила сделать довольно концептуальный на тему трансформации. За основу взяла русскоязычный район в Торонто. Он сейчас сильно меняется - люди оттуда уезжают, и, скорее всего, скоро это будет филиппинский район. Называется место "Стилс и Батерс" (Steeles&Bathurst), это - перекресток. А фильм называется Duration, как часть понятия трансформации. В нем будет семь портретов связанных с русскоязычными людьми - кто раньше из них приехал, кто - позже. Это разные люди: от писателя Дэвида Безмозгиса (он русскоговорящий, из Латвии и также писал про русское комьюнити в Торонто в 80-х годах. Его публикации в "Нью-Йорк Таймс" были бестселлерами), и - до психиатра, который работал с русскими в Торонто. Я пыталась выбирать людей. И место трансформируется, и люди...

    Почему для фильма "Лиомпа" вы выбрали рассказ Юрия Олеши?

    Элизабет Лазебник: В одной из канадских русскоязычных газет семь лет назад я прочитала другой его рассказ - "Любовь". Мне понравилось. Я решила почитать другие его произведения, потому что, кроме "Трех Толстяков" и "Зависти" - ничего не знала. Интересно, что для меня самое комфортабельное - читать именно на русском языке. Сама не понимаю почему. И это касается художественных произведений.

    Но до "Лиомпы" вы короткометражки на русскую тему снимали?

    Элизабет Лазебник: Мне вообще нравятся исторические темы. В 19 веке в Британской Колумбии на западе Канады жила женщина - фотограф Ханна Мэйнард - она делала сюрреалистические снимки в 60-годах 19 века. У нее умерли дети, и она начала фотографировать всех детей вокруг - делать коллажи. В одном из ее коллажей - 22 тысячи детей, например. У нее были концептуальные фотографии в те времена, когда фотография еще не считалась искусством - получил картинку и уже доволен. О ней мало кто знает. Я сняла короткометражный фильм, но обязательно сниму и полный метр. Я ездила в Британскую Колумбию, сидела в архивах, собирала материал... Эту короткометражку я также показывала на TIFF. Но о русских "Лиомпа" - первая работа.

    Сложно попасть в программу кинофестиваля?

    Элизабет Лазебник: Мне, можно сказать, повезло. Потому что отборщики тут меня уже знают. С "Лиомпой" я сделала две версии - одну на русском, другую - на английском. Мне казалось, всего лишь - закадровый голос, почему бы не перевести. Но теряется что-то, когда на английском. Хотя очень хороший канадский актер озвучивал фильм - Рон Уайт. Он играл одну из ролей у Клинта Иствуда в "Непрощенном". Так что я отборщикам честно сказала, что у меня есть две версии, и они согласились посмотреть обе - видимо у меня с ними сложились доверительные отношения. Ведь всего им предстояло посмотреть 840 фильмов. И отобрать из них 40.

    Как получилось пригласить Серебрякова? В России, например, его сложно "заполучить" - он очень популярный актер.

    Элизабет Лазебник: У моего продюсера есть друг, который знает Алексея. Сам рассказ Олеши я прочла также семь лет назад и знала, что мне нужен сильный актер. Когда мне рассказали о Серебрякове, я видела его только в одном фильме - "Иванов". Мне сказали, что он тут живет, друг дал почитать ему рассказ Олеши и предложил поговорить.

    То есть Серебряков согласился сниматься в короткометражке у молодого режиссера без всяких звездных амбиций? Как с ним работалось?

    Элизабет Лазебник: Мне понравилось с ним работать - он очень ответственный. Не было такого, что, мол, работаю над короткометражкой. Наверное, ему понравился сценарий и история. Он очень уважительно относился к работе. Вчера на кинофестивале в Торонто я посмотрела "Левиафана". Вышла и поняла, что мне нужно подумать... Я много читала об этом фильме. Поскольку там снимался Алексей, мы следили за картиной в Каннах, волновались за него. Поэтому я была морально готова к тому, что увижу. Но тяжело смотреть конечно - это не комедия. В Торонто был полный театр. Даже балконы забиты. Очередь на фильм стояла. Потом были ответы на вопросы, и меня порадовало, что задавала вопросы и англоязычная канадская публика.

    Спрашивали Андрея Звягинцева - откуда он взял историю. Тем более, что она произошла изначально в Америке.

    Какой полнометражный художественный фильм вы собираетесь снимать?

    Элизабет Лазебник: Я люблю Торонто - это очень разноплановый город. Тут есть еще один район Кенсингтонский рынок (Kensington Market). Он рядом с китайским кварталом. Этот район начинался, как рынок. Вначале был русско-еврейским - туда бежали от погромов в начале 20 века. Много раз менялся. Там были и чехи, и португальцы, и китайцы, и каждый народ оставлял что-то свое А с 90 года там живут музыканты и артисты. Этот район наполнен историями. И я хочу о нем художественный фильм. Сценарий тоже пишу сама, как и в документальном фильме о русском районе.

    Вы планируете привезти "Лиомпу" в Россию? У нас сейчас большой интерес к короткометражному кино. И в будущем - ваш полнометражный фильм о русском районе в Торонто?

    Элизабет Лазебник: Я надеюсь. Мне хотелось бы показать их.

    Будете ли еще приглашать еще Серебрякова в свои картины?

    Элизабет Лазебник: Хотелось бы еще с ним поработать. Но в целом нужен подходящий проект. Когда я познакомилась с Алексеем, то посмотрела и другие фильмы с его участием. "Борис Годунов", "Груз 200", хочу посмотреть "Пирамиду". "Иванов" мне очень понравился - я люблю такие медленные фильмы. Не экшн.

    Поделиться