Поводом для нынешних комментариев стала провокационная сентенция в британской The Times, подхваченная несколькими западными СМИ. Поспешным на выводы журналистам ни с того ни с сего привиделось, что они раскрыли коварный план Москвы. А состоит он якобы, в том, чтобы принудить Запад "считать Крым русским или отказаться от МКС". Ни больше, ни меньше. По версии The Times с вариациями в других изданиях, эти зловредные москали хотят не мытьем так катаньем заманить в Крым известных астронавтов, а заодно и новичков из NASA и Европейского космического агентства.
Пытаясь увидеть подвох там, где его нет, заговорили об "изощренной дипломатической ловушке" или даже "капкане", что уготовила официальная Москва своим партнерам по работе с МКС. И все потому, что Россия добросовестно, как и подобает ключевому участнику проекта, исполняет взятые на себя обязательства.
Напомним: с тех самых пор, как в США свернули программу использования многоразовых челноков-"шаттлов" для доставки астронавтов на орбиту, эта задача полностью легла на российскую сторону и, конкретно, на пилотируемые корабли семейства "Союз". И за подготовку очередных экспедиций отвечает, соответственно, наш ЦПК. Теорию и практические навыки экипажи оттачивают на тренажерах в Звездном городке, а помимо этого должны пройти еще и обязательную программу экстремальных видов подготовки. Например, школу выживания при аварийной посадке в безлюдной пустыне или, скажем, в заснеженной и труднодоступной тайге. Как испытали это в реальности советские космонавты Алексей Леонов и Павел Беляев, когда обгоревшую капсулу их спускаемого аппарата вместо казахстанской степи унесло в леса под Пермью...
К жизненно важным тренировкам относят и отработку действий экипажа в случае попадания спускаемого аппарата на водную поверхность. Космонавты и астронавты старшего поколения хорошо помнят, что такие задачи выполнялись, как правило, с выездом на Черное море, где для этого были созданы необходимые условия - береговая база, специально оборудованные суда и поисково-спасательные средства. Все было рассчитано на то, чтобы занятия проходили в обстановке, максимально приближенной к реальности.
Такие тренировки на Черном море, вспоминает Герой России космонавт Юрий Батурин, проводились и в конце 90-х, и в начале 2000-х. В 2007-2008 годах там же в составе интернациональных экипажей готовились к полету первый малайзийский и первый южнокорейский астронавты. То есть когда уже не было СССР, а полуостров Крым остался в составе Украины. Но чем дальше, тем сложнее становилось договариваться с украинской стороной об условиях проведения таких занятий на крымском побережье Черного моря. Одно время пытались это делать под Новороссийском и в районе Сочи. Но три последних года отработку навыков "приводнения" проводили... в Подмосковье, на искусственном водоеме специального центра МЧС в Ногинске.
Юрий Лончаков, руководитель Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина, летчик-космонавт, Герой России:
- Сегодня у нашего Центра появилась возможность восстановить и расширить базу специальной подготовки и реабилитации космонавтов, которая изначально была для этого создана - еще пятьдесят лет назад, когда этим занимались Юрий Гагарин и его товарищи по первому отряду. Да, она расположена в Крыму, на побережье Черного моря недалеко от Евпатории. До 1997 года сама эта база и небольшой участок территории, на которой она находилась, принадлежали ЦПК им. Гагарина. Но потом пришлось по акту передать все украинской стороне.
Недавно мы с коллегами побывали в тех местах и смогли оценить ситуацию уже с нынешних позиций. Есть много плюсов в пользу того, чтобы возобновить работу Цетра подготовки космонавтов и астронавтов в Крыму. Там же, в районе Судака, можно проводить комплексные занятия с экипажами в горных условиях. Но главное - море и вся необходимая инфраструктура для тренировок на приводнение, включая специальные суда, крановое хозяйство, водолазное и спасательное оборудование. Рядом же - аэродром "Гвардейское", который позволяет принимать в том числе транспортные Ил-76 с тяжелым, до 130 тонн, и крупногабаритным оборудованием нашего Центра, включая тренировочные капсулы спускаемых аппаратов "Союз". Есть вертолеты Ка-27, будет Ми-8 МТВ со специальными лебедками для подъема космонавтов на борт - как с воды, так и с суши.
Все это вместе взятое позволяет нам, подчеркиваю это специально, проводить полноценные тренировки на море, а не ограничиваться той имитацией приводнения, чем мы вынуждены были обходиться в последние годы.
Именно из этих соображений мы и предложили восстановить базу ЦПК в Крыму, чтобы впредь проводить там ответственные тренировки международных экипажей. Думаю, они могли бы начаться уже в будущем году. В том случае, конечно, если соответствующее решение будет принято Российским космическим агентством.